Психология и отношения Общество как динамическая саморазвивающаяся система Bywebexperience Published 04.11.2024 Содержание ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА Общество как динамическая саморазвивающаяся система 40.Общество как динамическая саморазвивающаяся система. Похожие записи: ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА Идея о том, что общество представляет собой систему, источник развития которой находится в ней самой, ныне является общепризнанной и не требует особой аргументации. Поэтому в данном параграфе будут рассмотрены следующие проблемы: в чем заключается специфика социальной системы по отношению к другим системам объективной реальности; какова структура социальной системы; каковы законы развития общества? Итак, в чем же состоит отличие социальной системы от систем, действующих в природе? Эти отличия заключаются в следующем: 1) общество, в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности; 2) центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствии со своими желаниями и стремящийся к определенным целям, что придает развитию общества значительную степень неопределенности, а значит и непредсказуемости; 3) сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также выступают системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т.д.); 4) развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде; 5) социальная система представляет собой согласованность элементов и в то же время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество — сложная, противоречивая, саморазвивающаяся система. Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других, природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система представляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Любая социальная система как целостный организм характеризуется такими признаками, как самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие. В социальной философии в зависимости от уровня сложности и организации, как правило, выделяют пять уровней социальных систем. Первый уровень: фундаментальный уровень организации общества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация; второй уровень: государство или группа взаимосвязанных государств; третий уровень: социальные институты, обеспечивающие функционирование общественных отношений; четвертый уровень: классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также другие виды объединений людей; пятый уровень: отдельная личность, которую также можно рассматривать как социальную систему. Другая проблема, выделенная нами, предполагает раскрытие структуры социальной системы. Что же представляет собой социальная структура общества? Социальная структура общества — исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при действии на него различных внутренних и внешних факторов. Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов. Основными среди них являются: 1) субъекты общества (человек, люди и их объединения); 2) взаимоотношения и связи между людьми; 3) социальные институты; 4) деятельность (схема 11.2). Характеризуя субъект общества — первый элемент его структуры, надо отметить, что каждый человек включен в определенное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в обществе формируется устойчивая структура социальных общностей, включающая такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т.д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут дифференцироваться и по другим признакам, например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры); территориальным (жители города, жители села); по роду занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интеллигенция); по отношению к собственности (предприниматели, наемные рабочие), а также по уровню доходов, уровню образованности и т.д. Схема 11.2. Социальная структура общества Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй элемент его структуры — общественные отношения. Общественные отношения — определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество, превращает в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество. В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выделяют экономические, политические, идеологические, социальные, религиозные и другие отношения. В зависимости от субъектов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейнобытовые), родовые, классовые, национальные, межгосударственные и иные отношения. Могут рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Следует также учитывать взаимосвязи и взаимопроникновение общественных отношений и то, что их роль постоянно меняется. Третий элемент структуры общества — социальные институты. Социальный институт представляет собой исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной философии рассматриваются как различные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; совокупность социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия; системы поведения в соответствии с этими нормами. В зависимости от сферы общественных отношений выделяют, как правило, следующие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.); 2) политические (государство, партии, полиция, армия); 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты правоприменения, правового воспитания и др.); 4) культурные (научные, художественные объединения, создающие культурные ценности); 5) религиозные; 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресурсов); 7) институт родства, брака и семьи и др. Читать статью Проверьте себя (§60) Деятельность представляет собой четвертый элемент социальной структуры общества. Проблема деятельности была предметом пристального внимания многих мыслителей и философов. Значительный вклад в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как И. Кант, Г. Гегель, Й. Фихте, К. Маркс, М. Вебер, пришедшие к выводу о том, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой общий знаменатель, к которому можно свести все многообразие форм общественной жизни. К этой мысли, в частности, пришел М. Вебер, увидевший основу жизни общества в социальном действии, которое он определил как человеческое поведение, направленное на другого человека. Развивая его идеи, Т. Парсонс утверждал, что вся социальная практика по существу является совокупностью «взаимоотношений между исполняющими свои обязанности людьми». Примерно так же рассуждал и К. Маркс. Он сделал вывод о том, что общество есть «продукт взаимодействия людей». Основываясь на этой традиции, современные социальные философы видят в социальном действии субстанцию всего социального, исходный пункт всей системы общественных отношений, а также средство интеграции социальной системы и всех ее компонентов. Сегодня не требует доказательства идея о том, что именно посредством деятельности человек приобрел отличительные от природных форм социальные формы бытия. В философской литературе деятельность как социально-философская категория употребляется для обозначения какого-либо проявления социальной активности, посредством которой создаются условия общественной жизни. В отличие от приспособительной деятельности животных деятельность человека представляет собой единство материального и идеального. Социальная деятельность превращает внешнюю природу во «вторую природу», т.е. культуру. Таким образом, деятельность можно определить как человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное преобразование в интересах людей. Как сложная саморегулирующаяся система, общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам общественной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в узком смысле этого слова), или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения. Рассмотрим особенности и функции каждой из этих сфер. 1. Экономическая (материальная) сфера — охватывает процессы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологическую революцию. В системе социальной деятельности материальному производству отводится ведущая роль. Материальное производство направлено прежде всего на удовлетворение материальных потребностей людей: в пище, одежде, жилище и т.д. Удовлетворение материальных потребностей — основное условие удовлетворения всех других потребностей. Признавая важную роль сферы материального производства в жизни общества, представители современной социальной философии все же считают, что ее нельзя абсолютизировать и сводить к ней все разнообразие человеческой деятельности, тем более, что в конце XX — начале XXI в. в наиболее развитых странах наблюдается тенденция к относительному уменьшению части материального производства за счет увеличения части производства услуг. 2. Духовная сфера — сфера деятельности, в которой осуществляется духовное производство, т.е. создаются не вещи и предметы, а идеи, образы, научные и художественные ценности с целью удовлетворения духовных потребностей человека. Такие ценности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей: в книгах, картинах, скульптурах и т.д. Но главное в этих предметах — не материальная, а духовная ценность, выраженные в них идеи, образы и чувства. Духовное производство — обязательная составляющая производства вообще, с его помощью создаются условия для роста человеческой духовности, без которой невозможно существование человечества. 3. Политическая (управленческая) сфера — сфера деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков. Ее специфическая задача — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жизни. Без этого, как и без материального или духовного производства, общественная жизнь невозможна. Структура управленческой деятельности включает: управление людьми с применением различных способов, средств, в том числе принуждения; управление вещами (функция законодательства о собственности, земле). Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Эта деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбе, но ее часто поражают многочисленные «болезни»: злоупотребление методами принуждения или насилия, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата. Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность. Именно на этом уровне решаются судьбы миллионов людей. И именно поэтому цена ошибок, допущенных в управленческой сфере, может быть особенно велика. 4. Социальная (гуманитарная) сфера обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. Она включает деятельность врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания. Конечно, люди могут заниматься самолечением, самообразованием, могут сами себя развлекать. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека — настолько важное общественное дело, что общество включается в этот процесс с помощью школ, высших учебных заведений, путем создания системы охраны здоровья и правозащиты. Таковы основные подсистемы, или сферы, общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура. Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их необходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация одной из сфер приводит к деформированию общества. В центре каждой из сфер, как и в обществе в целом, находится человек, объединяющий все сферы в единую общественную систему. Развитие общества и функционирование его основных сфер происходит по определенным законам. Социальный закон — всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни об- щества, определяющие его развитие. Социальные законы реализуются через сознательную деятельность людей, однако это не означает, что люди в процессе своей деятельности могут создавать или отменять их. Люди могут только изменять условия действия законов. Существование социального закона определяется теми объективными условиями, в которых живут люди. Поскольку эти условия в процессе человеческой жизнедеятельности изменяются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие проявляются в измененной форме. Следовательно, социальным законам присущ исторический характер, они действуют как тенденция, которая проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенный промежуток времени. Читать статью Самоутверждение как одна из форм саморазвития. Структура и стратегии самоутверждения Изучение социальных законов предполагает и их классификацию. Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям (схема 11.3). Схема 11.3. Классификация социальных законов По сфере действия: а) социологические законы — законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют следующие социологические законы: законы структуры, законы функционирования, законы развития; б) законы отдельных сфер жизни общества — экономические, политические, социальные и т.д. По временному признаку: а) общеисторические (общие законы) — те законы, которые распространяются на весь исторический период и объединяют в единое целое все сферы жизни общества; б) специфические законы — законы общества, распространяющиеся на определенные этапы развития общества. По месту в общественной жизни: а) основные — законы, которые играют решающую роль в общественной жизни; б) неосновные — законы, имеющие второстепенное значение в общественном развитии. Общество как динамическая саморазвивающаяся система 2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. 4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Основные институты общества 1. Социальный институт— это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. 2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение. Функции Ключевые институты Сферы общества Основные роли Физические черты Символичес-кие черты Другие институты данной сферы общества Забота, воспитание детей Семья, Наследование Социальная (семейно-брачные отношения) · Отец · Мать · Ребенок Дом Обстановка Кольца Обручение Контракт Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. Добывание пищи, одежды, жилья Собственность Экономичес-кая сфера · Работодатель · Наемный работник · Покупатель · Продавец Фабрика Офис Магазин Деньги Торговля Реклама Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. Поддержание законов, правил и стандартов Власть Государство Политическая сфера · Законодатель · Субъект права Общественные здания и места Флаг Хартия Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры Религия Духовная сфера · Священник · Прихожанин Собор Церковь Крест Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам Образование Духовная сфера · Учитель · Ученик Школа Колледж Учебник Диплом Степень Общественное мнение, СМИ и др. В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д. Социальные институты: • организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением; • включают систему санкций — от правовых до морально-этических; • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер; • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. 3. Типы функций социальных институтов: · Явные –заявлены официально, признаны и контролируются обществом · Скрытые –выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры). 4. Значение социальных институтов.Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: · технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества; · деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества; · ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. 2. Понятие культуры (от лат.возделывание, обрабатывание) · в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; Читать статью Недетский бизнес: открываем центр дополнительного образования · в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями): · материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира · духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Это деление условно. 4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации. 5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели. 6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право. 7. Элементами духовной жизни общества принято считать также: — духовные потребности; — духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания); — духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности); — духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние); — духовные отношения (духовные общественные связи индивидов); проявления межличностного духовного общения. Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. 8. Формы и разновидности культуры. Типология культур: · восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.); 40.Общество как динамическая саморазвивающаяся система. Общество – это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется: 1)разнообразием элементов и связей между ними; 2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право); 3)самодостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования; 4)динамичностью и альтернативностью путей развития; 5)нелинейным характером социальных процессов Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования факторов социальной динамики. В работах Конта, Маркса, Вебера, Сорокина основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Движущей силой исторического процесса (процесса развития общества) является деятельность всех его участников: это и различные социальные общности (класс, нация и т.п.), и индивиды, и выдающиеся личности. Но до уровня субъекта истории поднимаются только те и только тогда, кто и когда, во-первых, осознает свое место в обществе, во-вторых, руководствуется общезначимыми целями, в-третьих, участвует в борьбе за их осуществление. Побудительной силой к социальному действию всегда выступает материальный интерес (осознанная потребность), соответственно, основой существования и развития общества является материальное производство, а законы, регулирующие его движение, полагаются как основные в историческом процессе. Сущность социального детерминизма. Признание закономерного характера развития общественной жизни является ядром социального детерминизма. Однако сегодня принято различать жесткий детерминизм, предполагающий однозначную причинную обусловленность явлений различной природы, и вероятностный детерминизм, применимый лишь к неравновесным или нелинейным самоорганизующимся системам, к разряду которых относится и общество. В общественной жизни далеко не всегда проявляется прямая зависимость, когда результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается не таким, каким он был бы, если бы другие воздействия отсутствовали. Одни и те же условия не являются причиной одних и тех же событий, и наоборот, сходные события вызваны различными условиями. Нередко, осознание этой особенности социального развития приводило к отрицанию вообще закономерного характера общественной жизни, к утверждению идеи случайного характера истории. Вероятностный детерминизм не отрицает закономерности в общественном развитии, но при этом объясняет, что сложная предсказуемость или непредсказуемость общественных явлений, определяется действием неопределенного числа факторов, среди которых даже самые незначительные по силе могут оказаться решающими. Социальный прогресс– это процесс направленного поступательного и необратимого развития общественной жизни в целом или отдельных ее сторон. В понимании социального прогресса сегодня различают два подхода: СУММАТИВНЫЙ ПОДХОД СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу и независимо друг от друга изменений в различных сферах жизни общества. При этом считается, что нет общей меры социального прогресса, поскольку в каждой сфере жизни существует своя система ценностей, например, в экономической сфере – уровень развития производительных сил; в политической сфере – степень демократизации общества; в социальной сфере – степень защищенности и согласованности интересов самых различных социальных общностей; в духовной сфере – высокий статус нравственных ценностей. Рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества в целом. В качестве критерия прогресса должен выступать только такой, который определял бы поступательность развития всего общества, всех его сфер жизни. В роли такого критерия полагается только человек, его положение в социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему предоставляет общество для его индивидуального развития. In this article: В тренде Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»