Психология и отношения Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание Bywebexperience Published 01.04.2024 Содержание Воспитание как фактор развития личности. Личностно-ориентированное воспитание. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание Понятие и виды факторов, оказывающих влияние на развитие личности Биологический фактор: наследственность Готовые работы на аналогичную тему Социальные факторы: среда и воспитание Воспитание как фактор формирования личности Похожие записи: Воспитание как фактор развития личности. Личностно-ориентированное воспитание. Воспитание входит в социальный фактор, однако выделяется и в самостоятельный. Воспитание включает в себя весь комплекс воздействий на человека. Сущность воспитания заключается в двуединстве социального и природного начал в процессе развития человека: ребенка, индивида, личности, индивидуальности. Воспитание реализуется через образование и организацию деятельности. Личность ученика является целью и результатом работы педагога. Личность ученика и ее развитие – это цель и результат работы педагога. Развитие личности – процесс освоения способов поведения, мышления и деятельности, дающих возможность самовыражения и самореализации. Воспитание – целенаправленное управление развитием личности с созданием условий для максимального развития, организацией жизнедеятельности, предоставляющие возможность оптимальной самореализации и самовыражения. Воспитание создает доминанту личностного восприятия и навыки поведения человека. Выделяют следующие виды воспитания: нравственное, физическое, эстетическое, идеологическое, гражданское, правовое, экологическое, экономическое, трудовое и др. К основным факторам (движущим силам) воспитания личности относятся: 1. Природные, наследственные факторы. 2. Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.). 3. Межличностное взаимодействие. 4. Культурные национальные факторы. 5. Исторический этап развития общества. 6. Средства массовой информации. 7. Возрастная субкультура. Воспитательный процесс с помощью методов воспитания. Российская педагогическая энциклопедия содержит следующую классификацию методов воспитания, основанную на методах изменения: · деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения); · отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений); · компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития). Существуют и другие классификационные подходы. Задача педагога — выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования. Группа методов, которые служат базой для различных классификаций. Это методы: 1)убеждения; 2)упражнения; 3)поощрения; 4)наказания; 5)примера. В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга. В профессиональной деятельности педагогические работники выбирают и используют методы воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; времени воспитания; интересов и потребностей обучающихся; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей педагога. С такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности» связано понятие «социализация». Впервые термин «социализация» стал использоваться в к. XIX в. (1887 г.) благодаря труду американского социолога Гиддигса «Теория социализации» (социализация – подготовка человеческого материала к общественной жизни). В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить в обществе и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией. В результате социализации происходит: усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев и традиций; формирование системы ценностных ориентаций и нравственных качеств личности; развитие навыков социального взаимодействия. Дата добавления: 2019-08-30 ; просмотров: 6686 ; Мы поможем в написании вашей работы! © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005) Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание Понятие и виды факторов, оказывающих влияние на развитие личности Фактор – причина, движущая сила процесса или явления. Факторы, оказывающие влияние на развитие личности человека принято подразделять на: Биологические — наследственность Социальные – среда и воспитание Внутренние – личная активность человека, которая порождается интересами, противоречиями и иными мотивами, направленным на самовоспитание и деятельность в обществе. Внешние – к ним относятся социальная и природная среда, то есть понимается как воспитание в широком смысле. Таким образом, на развитие личности оказывает влияние совокупность разнообразных факторов, каждый из которых индивидуален по своему содержанию. Биологический фактор: наследственность Наследственность – биологическое свойство организма передавать от родителей к детям определенные особенности и качества. Основными носителями наследственности являются гены. Именно наследственность обуславливает то общее, что делает человека человеком, и в тоже время отличает людей между собой. По наследству могут передаваться: Видовые признаки человека, как представителя своего рода Физические особенности свойственные человеку в зависимости от расы, пола, национальности и т.д. Физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, резус-фактор и т.д.) Строение нервной системы и ее особенности Аномалии организма Предрасположенность к ряду заболеваний, имеющих наследственный характер Читать статью Саморазвитие личности Наследственность необходимо отличать от врожденных особенностей человека, которые связаны с изменениями генотипа, произошедшего в результате неблагоприятных жизненных условий. Готовые работы на аналогичную тему Одним из важнейших вопросов, касающихся развития личности является вопрос наследственности готовых способностей к определенному виду деятельности или же наследуются только задатки. То есть, что наследуется способности или задатки? В настоящее время установлено, что наследуются только задатки. Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека, которые являются предпосылками развития у него способностей. По своей сути, задатки обеспечивают предрасположенность к занятию той или иной деятельностью. Принято различать два вида задатков: Общечеловеческие – присущи конкретно человеческому виду (строение мозга, нервной системы и т.д.). Индивидуальные – присущи определенному человеку (умственная работоспособность, строение анализаторов, коры головного мозга, отдельных органов и т.д.) Способности – это индивидуальные особенности личности человека, которые являются субъективными условиями успешности осуществления различных видов деятельности Способности отражаются быстротой, глубиной и прочностью овладения определенными приемами и способами деятельности. Высший уровень развития способностей – это гениальность и талант Способности являются прижизненными образованиями, которые формируются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Необходимо понимать, что наследуются только задатки, которые человек уже в процессе воспитания и обучения развивает или нет. Таким образом, задатки являются индивидуально-природной основной способностей. Однако они недостаточны для полноценного развития способностей. Необходимо присутствие соответствующих внешних условий и адекватной самостоятельной деятельности. Неразвитость определенных способностей, не говорит о том, что у личности нет для этого задатков, это может говорить о том, что не достаточно было направлено сил и стараний на их развитие. В настоящее время основное внимание со стороны современной педагогики, направлено на выявление у человека, в первую очередь, специальных задатков. Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности. В качестве специальных задатков можно назвать музыкальные, художественные, лингвистические, спортивные и т.д. В процессе исследования специальных задатков, было установлено, что люди, которые ими обладают, достигают высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в определенных видах деятельности. Специальные задатки могут проявляться у человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте, важным фактором их проявления является создание необходимых условий. Таким образом, специальные задатки наследуются из поколения в поколение. Примером тому могут быть семьи музыкантов, актеров, художников и т.п. Социальные факторы: среда и воспитание Среда – окружающая человека действительность, в условиях которой происходит его становление и развитие. Природная среда оказывает опосредованное влияние на развитие человека (разрушительное или социальное) через климат, радиационный фон, стихийные бедствия и т. д. Социальная среда делится на макросреду и микросреду. Под макросредой понимается все общество в целом, социальная и государственная система, экономические, политические, идеологические, морально-правовые условия жизни. Микросреда — это непосредственное окружение человека (семья, студенческая группа, сотрудники на работе и т.д.). В основном на человека непосредственно влияет микросреда, так как человек находится в ней намного чаще, и она значительно ближе к его личности. Социальная среда является важным фактором развития человека. Поскольку только в обществе он может быть сформирован как личность. Воспитание – это целенаправленный процесс передачи опыта подрастающему поколению. Процесс воспитания может быть как специально организованным (в рамках образовательных учреждений и организаций), так и стихийным в процессе жизнедеятельности человека. Воспитание является одним из важнейших факторов развития личности. Воспитывая сфокусированный процесс, он может регулировать наследственность и микросреду. Обучение осуществляется через учебные заведения. Личность ученика и его развитие является целью и результатом работы педагога. Его работа направлена на выявление способностей и талантов, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями ученика, его способностями и задатками. Воспитание и обучение эффективны только тогда, когда они опережают развитие. Воспитание как фактор формирования личности К социальным факторам развития личности относится воспитание. Достижения современной науки свидетельствуют о том, что только в социальной среде происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле: Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания: 1. – воспитание ускоряет развитие личности, 2. – воспитание замедляет развитие личности. Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т. е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность. Читать статью К 1 сентября: топ онлайн-курсов по саморазвитию для взрослых в 2022–2023 Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, он систематичен и осуществляется на большом культурном материале. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает специально организованная воспитательная работа, которая осуществляется в образовательных учреждениях, подготовленными людьми – педагогами. Как указывал Л. С. Выготский, «учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником». Виды воспитания классифицируются по разным основаниям: 1. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. 2. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют: гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание 3. По институциональному признаку воспитание бывает: семейное, школьное, внешкольное, религиозное. 4. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание: авторитарное, демократическое, либеральное, свободное. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. Формирование человека как личности требует от самого общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика немыслима без опоры на психологическое и педагогическое знание закономерностей развития ребенка, ибо без нее существует опасность возникновения манипулятивного воздействия на процесс формирования личности. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность. Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства,к числу которых относятся следующие: — макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.; — микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой; — воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание; — деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные её виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения; — социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми; — на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная средаего обитания,современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека неполно и в отдельных сферах лишь частично изучено; — наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор,физиологические особенности человека и, в первую очередь, биологический пол индивида, особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов; — на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем,состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований; — психическое развитие человека зависит также и от природных факторов:климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Неоднозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, общее потепление планеты под влиянием, так называемого парникового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей; — одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосферакак особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека. В связи с вышесказанным есть основания говорить о содержательной структуре личности,которая включает в себя социально, биологически, экологически, технически и технологически, ноосферно обусловленные подструктуры (рис. 5.1). Рис. 5.1. Содержательные подструктуры личности Читать статью Психологические механизмы саморазвития Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она самакак одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов ее формирования и развития. В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные, и другие факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев),как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п. Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий (рис. 5.2). Именно под влиянием социальных обстоятельств развиваются и формируются сущностные, личностные особенности человека. К. Маркс отмечал, что «сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество,и что государственные функции и т.д. — не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека». Личность — это сложный и системный феномен общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности тех духовных качеств, особенностей, в которых он выступает носителем тех или иных социальных ценностей (нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, религиозных, семейно-бытовых и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как субъектпознания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что ведущей и определяющей стороной, характеристикой личности выступает субъектность.Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности — субъектность, он складывается и развивается как личность. Таким образом, выделяется два ведущих признака личности:наличие сознания и субъектности. Качественные (содержательно-аксеологические) и количественные характеристики этих признаков у конкретного человека позволяют судить об уровне зрелости личности. Есть основания выделять несколько уровней социальной и психологической зрелости личности: низкий —недостаточно зрелая, формирующаяся личность; средний —достаточно зрелая личность; высокий —социально зрелая личность. Третий ведущий признак личности — степень «саморегуляции Я» (А. Г. Ковалев),способности человека управлять Рис. 5.2. Факторы формирования и развития личности своими психическими состояниями и добиваться поставленных целей, несмотря на трудности в их достижении. При высоком уровне развития данного признака у человека можно говорить о достаточно сложившейся личности. Ядро саморегуляции личности составляют ее взгляды, убеждения, идеалы, волевая подготовленность. Очевидно, характеризуя, например, личность ребенка детского возраста (а нередко и подросткового), есть основания говорить о том, что это пока еще недостаточно не только сложившаяся, но и социально зрелая личность. Как видим, при характеристике личности конкретного человека важно выявить уровень её социальной и психологической зрелости, а также в какой степени он сложился как вполне определенная личность. По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектное™ в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектностьявляется одной из атрибутивных характеристик личности. Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность.Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает, в его жизненной позиции, в его поведении и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется в основном тем, что, как, почему и во имя чегоона делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя. Есть основания утверждать, что личность характеризуетсяне столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявлениясвоей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности. In this article: В тренде Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»