Семья и дети Значение семейных отношений в воспитании ребенка статья на тему Bywebexperience Published 23.09.2024 Содержание Значение семейных отношений в воспитании ребенка статья на тему VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016 СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка Похожие статьи Взаимоотношение родителей и детей в семье. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей. Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале. ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание. Взаимоотношения между родителями и детьми в семье Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка Семейные традиции как средство духовно-нравственного. Психолого-педагогические основы семейного воспитания Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка. Похожие статьи Взаимоотношение родителей и детей в семье. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей. Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале. ребенок, отношение, родитель, семья, семейное воспитание. Взаимоотношения между родителями и детьми в семье Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка Семейные традиции как средство духовно-нравственного. Психолого-педагогические основы семейного воспитания Проблемы взаимоотношений младшего и старшего ребенка. Похожие записи: Значение семейных отношений в воспитании ребенка статья на тему Вечна педагогическая истина: сколь значимы семейные отношения в воспитании. Чтобы семья стала педагогически эффективным фактором воспитания, детям необходимо видеть и чувствовать взаимную родительскую любовь и уважение. Отсутствие нормальных взаимоотношений между родителями дети чутко и безошибочно подмечают. В этом случае им приходится постоянно становиться то на одну, то на другую сторону. А это не может не травмировать их психику, их характер. Ссоры родителей, их равнодушие к детям неизбежно вызывают в них чувство одиночества. Одинокий в своих чувствах и думах ребенок, одинокий среди самых близких ему людей, среди своих родителей – что может быть трагичнее для маленького ребенка! Ребенок вне общения с одним из родителей, а иногда с обоими, — это противоестественное состояние его бытия. Нельзя ожидать положительных результатов в воспитании детей при семейных неурядицах. Это знают все родители. Но знать истину – это еще не значит следовать истине. Чтобы следовать по пути истины, нужны глубокие и устойчивые педагогические убеждения, твердое стремление к их практической реализации. А это требует от родителей чувства долга и ответственности перед детьми и обществом за судьбы детей, определенной педагогической культуры. Но и этого недостаточно. Ведь воспитание детей – это чрезвычайно трудное дело, требующее знаний, мастерства, характера, времени, сил и энергии. Первые впечатления ребенок получает в семье. Они постоянны, обыденны, семья действует незаметно, «укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы дышим». В семье происходит социальное развитие ребенка, семейные впечатления служат нередко единственным источником чувств и мыслей в том возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив, впечатления остаются на всю жизнь. Именно в семье под воздействием родителей, их поведения, их отношений ребенок учится любить одно и ненавидеть другое, быть безразличным к третьему, привыкает к труду или праздности, усваивает первые уроки нравственности, понятия о добре и зле, наконец, формируются навыки и привычки того или иного поведения. Именно в семье закладываются основы последующего формирования интересов, симпатий, отношений; усиленно развивается интеллектуальная и эмоциональная сфера личности, ее способности и характер. Уяснение важности семейного, особенно первоначального воспитания в формировании личности еще не обеспечивает его педагогической эффективности. Необходима педагогическая культура родителей. Важнейшее ее требование – не допускать произвола и чрезмерной опеки при воспитании детей, проявлять уважительное отношение к ним, не забывая об их человеческом достоинстве. Педагогическая культура включает в себя культуру общения, вне которого невозможно нравственное становление личности. Необходимо разумно организовать быт семьи, жизнь и деятельность детей, привлечь их как равноправных членов семьи к активному участию в повседневной жизни. Это наиболее верный способ установления нравственных связей. Пусть дети знают, что все, что их окружает, что они имеют, — все создается трудом родителей, взрослых, что и они, дети, по мере сил своих и возможностей участники создания материальных ценностей. Только при этом условии малыш будет бережно относиться к игрушкам, книгам, личным вещам, к хлебу, к окружающей нас природе. Положительный пример родителей и старших – важнейшее средство нравственного воспитания детей. Прописная педагогическая истина. «Воспитывать, — писал психолог Острогорский, — не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по-человечески. Кто хочет исполнять свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом как жить, тот должен начать воспитание с самого себя». По лицу ребенка можно определить, когда родители сердятся или конфликтуют. Маленький ребенок не понимает, почему родители ругаются. Но обстановка напряжения, недовольства и ссоры передается маленьким детям, вызывая у них беспокойство. Если цвет глаз, волос, форма носа передается по наследству, то «выражение лица – это то, что воспитывается в семье», считает Масару Ибука. Какое оно: радостное, угрюмое, напряженное, нервное, спокойное – результат взаимоотношений между родителями и детьми. Доктор Шиничи Сузуки порекомендовал родителям и воспитателям, приходя домой, всматриваться в лица своих детей. Вы увидите и прочтете в них всю историю своих супружеских взаимоотношений. И с этой точки зрения самое лучшее развитие получает ребенок, в доме которого благоприятная психологическая атмосфера. Все, что есть в ребенке, — и хорошее, и плохое – это от родителей, от взаимоотношений с ними. Хотя значительная часть родителей с этим не согласится, потому что многие считают, что хорошее – это от них, а плохое пришло откуда-то с улицы, из детского сада, школы, от другого родителя, бабушки, дедушки и т.д. Если в семье присутствует постоянная нервозность из-за того, что мать эксцентричная, очень впечатлительна и раздражительна, можно сказать, что эта нервозность заражает детей. А если у матери мрачный и неразговорчивый характер, то, скорее всего, ребенок тоже будет мрачным. Любая раздражительность имеет свое происхождение, и задача родителей не подавлять ее, а устранять причину. Если родители будут ругать ребенка только за то, что он раздражается и гневается, игнорируя причину этих переживаний, то ясно, что ребенок будет нервничать еще больше. Необходимо понять, что происходит, а для этого обязательно нужно объясниться с ним, и уже затем что-то показывать и рассказывать. Родители никогда не должны забывать о том, что у их детей есть свои права. Основное их законное право – быть детьми. Отсюда обязанность родителей: не лишать детей самого дорогого для них – детства. В этой простой формуле заключена вся трудность ее практической реализации. Взрослые дети – аттестация нашей родительской деятельности, воплотившей в себя нашу разумную любовь к ним и наш педагогический профессионализм, наше семейное счастье. VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016 СУПРУЖЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF Актуальным на сегодняшний день является тема влияния супружеских отношений на воспитание ребенка в семье. Семья- это первая общественная ступень в жизни человека. Семья-это коллектив, который играет очень важную и долговременную роль, в воспитании подрастающего поколения. Семья — это отношение между составляющими его лицами [6] Семейное воспитание- это исторический процесс, вхождение подрастающего поколения в жизнь общества. «Семейное воспитание, по мнению А.И. Герцена, дело величайшей важности». Особенно он выделял роль матери, которой по мнению автора и принадлежит «величайшее дело начального воспитания».[3]В зависимости от атмосферы в семье и зависит психическое, физическое и духовное развитие детей. На сегодняшний день у семей не очень хорошие экономические условия для развития детей. В следствии этого возникают проблемы семьи, присутствует социальное сиротство, в Дагестане и не только здесь, с каждым годом увеличивается количество беспризорных детей, также бездомных и бродяг у которых нет места, где могли бы хоть раз в день нормально поест. Бытовые травмы, полученные детьми из-за невнимания и беспечности родителей, на недавний период превышает 70% от общего числа зарегистрированных травм, также увеличилось число отравлений детей, возраст которых 13-15 лет. Вместе с этим растет количество суицидов совершаемых детьми связи с невниманием родителей. В частности ребенок становится жертвой войны, которая идет между его родителями. В этой ситуации очевидно, что дети очень сложно переживают конфликты своей семьи. Объявив войну друг — другу, супруги быть может не осознают, что сами и создали реальную угрозу для жизни собственного ребенка. Ведь в семейных конфликтах дети подобны мирному населению из зоны боевых действий — погибают безвинно и не по своей воле. Маленького ребенка к мысли о смерти подталкивают взрослые, своими поступками, навязывая ему решение о самоубийстве. Детские суицидные попытки, как показывает опыт совершенствуется в непереносимо трудных для ребенка ситуациях то-есть ссоры родителей.[2] .В наше время многие ученые пытаются уделить большое внимание семьям, которые страдают неблагополучием брака. Брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. [6] .Негатив, присутствующий в семье плохо влияют на детей, также и на самих супругов. При этом, возможности все это выявить ограничены, в связи с тем, что семья сама по себе очень замкнутая ячейка общества, которая не считает нужным посвящать посторонних и малознакомых людей в свою личную жизнь, в свои взаимоотношения и тайны семьи. Также нужно заметить, что каждая семья индивидуальна и своеобразна, у каждой семьи свои индивидуальные особенности, и к каждой семье нужен свой особенный подход. Читать статью Сексу нужна авантюра: 6 способов обновить отношения Когда речь идет о браке, я невольно вспоминаю высказывание Веккера: «Брак абсурден. Он ведет росту в той степени, в какой противостоит культуре. Он угрожает нашему существованию и потрясает человека до его корней. Подобно гипнозу, брак-измененное состояние сознания. Чем глубже него погружаешься, тем больше изменится. Одно предупреждение; если ты не переносишь одиночество- не вступай в брак».[9].Я полностью соглашусь с его мнением, хотя многие могут не согласиться со мной. Меня всегда удивляло, почему супруги прожив друг с другом несколько лет, кто болыпе-кто меньше, через определенный промежуток времени перестают понимать друг-друга, как бы встретились, с кем-то неизвестным раннее человеком. Супружеские отношения, это и есть главный фактор, влияющий на воспитание ребенка и психологический климат в семье. Из этого следует что у каждой семьи формируется свой стиль воспитания, и характер входящий в системы отношений «родители — ребенок». Есть также факт о том, что если оказывать социально педагогическую помощь родителям в формировании взаимоотношений, то это во многом может оказать влияние на воспитание детей, отношение ребенка к родителям, поменять в лучшую сторону атмосферу семьи, в какой то степени уменьшить тревожности и страхи семьи, а самое главное то, что ребенок будет чувствовать себя комфортно в этой семье. У любой семьи должны быть определенные функции, которые они должны выполнять, и одно из них -это воспитание. Семья дает первичную социализацию индивиду, ребенку, учить его жить в социуме. Также нужно помнить, о том, что именно семья прививает ребенку основы определенных взглядов на жизнь, мировоззренческих установок, в семье ребенок познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и поведение, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты и особенности. Это происходит, прежде всего, благодаря воспитательной деятельности семьи, то есть воздействие на ребенка с целью привития ему определенных качеств с учетом требования социума. Из этого следует, что воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками и сверстниками. [6] .Родители должны понимать что сюда входит и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и в какой то мере и применение методов и приемов воспитания, то- есть понимание того, что можно и чего нельзя допустить по отношению к ребенку. Разумеется, что родители могут и даже должны предъявлять определенные требования к собственному ребенку, исходя из воспитания, определенных норм морали, смотря какая произошла ситуация, в которых конечно же потребуется принять, как педагогическое, так же и нравственно -оправданное решение. Однако не следует забывать о тех методах, которые предпочитают такое воздействие как приказ или насилие, наказание приводит к сопротивлению детей, который отвечает на отрицательное воздействие, например как принуждение или ту же угрозу — лицемерством, враньем, какими то грубостями, даже бывает и откровенная ненависть к собственным родителям. Родители должны понимать, что они воздействуют на поведение ребенка, в определенных ситуациях, то поощряя, то наказывая какие -то типы поведения детей. С самого детства ребенок учиться тому, что следует делать, и тому, что нет, поэтому родители должны знать, как правильно воспитывать ребенка, и воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Если не правильно воздействовать на ребенка то такие ценные качества личности, как самостоятельность и чувство собственного достоинства, вера в себя и в свои возможности могут быть сломлены в ребенке. Также безоглядная авторитарность родителей, игнорирование каких-то, хоть и мелких интересов и мнений ребенка, частое в некоторых семьях и систематическое лишение права своего мнения, и голоса при решении семейных задач, которое имеет непосредственное отношение к нему , все это в итоге приведет к серьезным началам формирование неудач его личности, которые в итоге будут мешать ему в жизни. Ребенок станет более замкнутым, необщительным, агрессивным, в какой-то степени даже неуравновешенным. Многие родители пытаются справиться с нарушениями в поведении ребенка, не задумываясь о том, почему он такой трудный. Конечно, имеет значение и темперамент и характер, и навыки общения и здесь возникает проблемы по преимуществу воспитательные и педагогические, однако важно и физическое здоровье. [2]. Говоря о супружеских взаимоотношениях нужно сказать, что — это форма и определенные условие семьи, которые позволяют реализовать ее самые важные и нужные функции — воспроизводство потомства также и воспитание этого потомства, экономическое обеспечение и удовлетворение разных потребностей всех ее членов семьи. Выполнение всех функций семьи целиком и полностью зависит от взаимоотношений членов этой семьи, они же и определяют степень взаимного уважения, понимания, поддержки, помощи, сопереживания всех членов семьи. Советский педагог А.С. Макаренко писал: «Родители должны рожать детей не только для собственных радостей. Родители должны понимать, что под их руководством растет не только ребенок, но и будущий гражданин страны, будущий деятель, и будущий борец. Если вы напутаете, и воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и всей стране».[3]. Любая семья в процессе жизнедеятельности сталкивается с проблемами, решение которых осуществляется в условиях противоречия и интересов членов семьи. Важно не столько уметь предотвратить, а сколько их решать. [5] В итоге в семье начинаются систематические ссоры, скандалы, и это все имеет непосредственное отношение к детям, и я так думаю, это не очень хорошо сказывается на психике детей. Также очень много случаев, когда нерешенные проблемы становятся все труднее решаемы, так как на них закрывают глаза, их игнорируют, скрывают и от себя и от других. Некоторые семья, считают, что если делать вид, что все прекрасно, проблемы существующие в их семье сами собой исчезнут. Но это ни к чему хорошему не приведет, так как это ситуация в семейных отношениях со временем больше их «изнашивает» и наносит еще больший вред и самим супругам, также и их детям — проблемы требуют скорейшего решения, тем более когда речь идет о детях. При возникновении каких бы не было конфликтов в семье, всегда страдают дети.[10] В конфликтных семьях влияние 4 на ребенка проявляется не прямо, а косвенно, и это влияние сказывается на личности ребенка. Ребенок становится «козырем» родителей, для разрешения собственных конфликтов. Ссоры в семье делают ребенка плаксивым, непослушным, агрессивным. Родители должны осознавать, что они являются основой, базой психического развития своего малыша. На психологическое состояние ребенка также влияет желанный ли он в семье. Если ребенок не желанный значит не нужный и нежданный, посетивший семью вопреки желанию самых ему близких людей. И жизнь этого ребенка из сплошных грез, что он наверняка кому- то нужен. Нелюбовь родителей к ребенку- не ярлык, а клеймо на всю жизнь. Психика этого ребенка сломлено уже в самом начале пути.[1] Родители должны понимать, что их ссоры, невнимание, нелюбовь скажутся на психике малыша, который полностью зависит от атмосферы в семье, и отношений родителей к нему. Если родители постоянно ругаются, иногда даже доходит до драк да еще плюс к этому выпивают, конечно для ребенка это неблагополучная среда, и следует ожидать худшего исхода. У ребенка должно быть чувство, какой -то защищенности со стороны родителей, рождает в ребенке уверенность в себе, и доверия к окружающему его миру, и этому должны способствовать сами родители. А это условие защищенности возникает только в том случае, если присутствует стабильность в отношениях взрослых. Частое и бурное выяснение отношений приводит ребенка к чувству отсутствия защищенности и не надежности со стороны родителей. У ребенка появляются страхи, ребенок начинает жаловаться на ночные кошмары, становится замкнутым, у него занижается самооценка, и становится очень депрессивным. Дети не могут понять всю сложность взаимоотношений взрослых, они не понимают всей сложности проблемы. Ребенок любит обоих родителей, и их ссоры принимает как конец света, он не может объяснить причину их конфликтов, и начинают считать себя виноватыми, они мучаются от неумения выразить свои переживания. Следствием этого становится, душевная травма ребенка, которая в итоге приведет к отрицательным невротическим последствиям, таким как ночной энурез, заиканиям, и разного вида страхам. Сам факт, того что супруги живут вместе и их отношения оцениваются хорошими, вовсе не значит, что супруги удовлетворены в браке. Вот Ковалев, считал, что для счастья семьи необходим ограниченный комплекс психологических условий: бесконфликтное общение, доверительность и эмпатии, понимания друг-друга, нормальная интимная жизнь, наличия жилья. [8]. Я думаю, что конфликты случаются и в самых счастливых семьях, это естественное явление, которое возникает в каждой семье на определенном этапе. Конфликт в семье может привести к разводу, но также может быть и наоборот, может сплотить супругов. На исход конфликта влияет умение супругов не только слушать, но и слышать друг- друга. Причин конфликтов на сегодняшний день очень много, но если в семье есть ребенок, родители в первую очередь должны думать о нем. Пара которая разошлась, продолжает жить вместе из самых различных побуждений, они считают , что для них главное — сохранить внешнюю «порядочность» для окружающих, другие боятся неизвестного будущего, а третьи вовсе считают, что они должны терпеть все это из-за детей. Конечно, мы рассмотрим третий случай, когда родители из самых благих соображений делают вывод, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод, и неполная семья. Но они не понимают, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, которые предсказывают расторжение брака. Некоторые родители пытаются внешне скрывать конфликты, но даже внешне незаметное напряжение между супругами оказывает очень большое воздействие на детей. А ребенок все это чувствует ,и принимает собственные меры, пытаясь сблизить семью. Если же на ребенка не обращают внимания, то ребенок начинает «бунтовать». Бунт ребенка заключается в том, что он начинает показательно прогуливать школу, грубить всем подряд и тому подобные выходки, для того чтобы на него обратили внимание. Читать статью Как сохранить отношения в браке, когда кругом только бытовуха? Таким образом мы приходим к выводу, что по большому счету сами родители и виноваты в том, что у собственных детей начинает меняться характер в худшую сторону, и появляются различные отклонения. Из этого следует, что родители должны уделять внимание собственным детям, и это должно выражаться не в том, что они откупаются от детей, они должны общаться с ними и развивать, а не заниматься своими проблемами и срываться на ребенке. Баркан А. 28 законов воспитания. Издательство «ACT». M., 2009.С.121-122. Вроно Е.М. Поймите своего ребенка. Издательство «Дрофа».М.,2002.с.183-186. Макаренко А.С. Цель воспитания: Учебное пособие издательство«Педагогика» М.Д984.-С.380. Осипова А.А. Общая психокоррекция. «Сфера», М., 2002, с.520. Поляков A.M. Журнал практического психолога. Издательский дом«Литературная газета», М.,2011.№2-с.50-53. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка Харлова, О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9816/ (дата обращения: 02.11.2022). Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи. Семья — предмет изучения разных социальных наук. В каждой дается свое определение данному понятию. С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами. Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определенным кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство. В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы. Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определенными отношениями. [2] Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов: 1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов акселерации и воспитания детей; 2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи; 3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей; 4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду; 5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности; 6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи; 7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры. Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Центральное место в семейных отношениях всегда занимают дети. Так считал А. И. Герцен. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен. «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский) [5] Виктория Порческо [1] выделяет и характеризует следующие типы семейных отношений: Авторитарная семья. В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть убедительным. Есть семьи, где авторитетом является женщина. «Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер», а не тот, кто помладше. В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой манере диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое. Сотрудничество всемье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый супруг относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой. Опекающая семья. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей. Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается его ребенок, т. е. воспитание идет на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Качества, формируемые уребенка при различных типах семейных отношений [3] Типы семейных отношений Краткая характеристика Формируемые качества Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности. Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает другая проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, часты срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей. Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании Сотрудничество в семье Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь. Л. Н. Урбанович в статье «Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка», отмечает: «В раннем детстве ребёнок весь мир воспринимает через семью. Он любит то, что любит мама, радуется тому, чему радуется отец. Опыт общения родителей с миром наиболее ценен для него» [4]. Семейное общение, реальные каждодневные ситуации создают дух семьи, который формирует отношение ребёнка к другим людям, окружающей действительности с точки зрения нравственности. Поэтому важным фактором в нравственном развитии человека является семейная атмосфера, её эмоциональный и духовный фон. Атмосфера может создаваться уровнем доброжелательности или недоброжелательности друг к другу, уважительным или пренебрежительным отношением к интересам друг друга, тактичным, деликатным прикосновением к душевному миру другого или бесцеремонным вмешательством в этот мир. И прежде чем ребёнок научится различать, кто и что вносит в семью, он уже впитывает семейную атмосферу, владеет неким тоном общения с другими людьми. Читать статью 99 идей, как привнести романтику в вашу жизнь Для нормальной благополучной семьи характерна атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В такой семье умеют радоваться успехам других, отмечать приятные черты друг друга, спокойно делиться своими переживаниями, не опасаясь быть не понятым. Для такой семейной атмосферы противоестественны крики, оскорбления, брань. Здесь отдают предпочтение спокойной форме общения, на основе любви и взаимопонимания. Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон общения, взаимоотношение представителей разных поколений, организация досуга, семейные традиции — всё это можно называть семейной культурой, которая является одной из главных предпосылок для нравственного воспитания детей. Рассмотрим такие значимые составляющие семейной культуры как «фактор слова» и особенности межпоколенного общения. Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему. Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка. Выделяя среди факторов, влияющих на нравственное развитие ребенка, «фактора слова» в семье, мы основываемся на том положении, что через вербальное общение у ребёнка формируются основные смыслы, которые впоследствии определяют жизненные стратегии человека, формируют «индивидуальную духовную матрицу». Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру. Сильное разрушительное влияние на детскую душу оказывают бранные, ругательные слова, «крепкие словечки», которые взрослые употребляют в семье, и не только по отношению к взрослым членам семьи, а также и детям. Ни одно слово, произнесённое нами, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след, оно живет среди нас и действует на наши сердца. В слове содержится великая духовная энергия — или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла. А энергия никогда не пропадает. Древнегреческий философ Аристотель в своих наставлениях о воспитании детей настоятельно рекомендует отстранять от ушей и глаз детей всё, что не соответствует достоинству человека, например, сквернословие, потому что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков, в особенности у детей. Следует следить, чтобы они не говорили сами и не слышали от других». Знали об этом и наши мудрые предки и охраняли души детей от проникновения грубых, бранных слов, поскольку негативный заряд, который несут такие слова, изменяет духовную природу ребёнка: уходит доброта, нежность, чувствительность к другим людям, к их переживаниям и боли, теряется сама способность любить. Говоря о культуре семейных отношений, чаще всего мы вспоминает об укладе и традициях семьи. Но нередко оставляем без внимания основное определение традиции как передачи духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Некогда В. О. Ключевский заметил, если отнять у современного человека этот медленно и трудно нажитый багаж обрядов, традиций и всяких условностей, то он утратит все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет вынужден все начинать сызнова. Испокон веков старшее поколение передавало потомкам особое знание о мире. Знание, которое нельзя назвать «информацией». Это одновременно эмоциональное и духовное знание, опыт многих поколений предков. Часть этого знания передавалась от бабушек к внукам в «преданьях старины глубокой». Они не передаются на электронных носителях, это — живая связующая нить общих ценностей, что протягивается от поколения к поколению. В этом смысле возможность в семье такой ценностной нити обусловлена взаимоотношениями родителей со старшим поколением. Уважение и забота, учтивость и тактичность со стороны родителей не только формируют в сознании ребёнка нравственный образец отношения к старшим, но и дают возможность быть ближе к бабушкам и дедушкам, позволяют ребенку осознать свою связь с общими предками, позволяют гордиться своей семьей. Достижения в области психологии детства говорят о подвижности детской души, больших способностях ее развития. И ответственность за это развитие лежит на взрослых. Ничто не возникает ниоткуда и не исчезает в никуда. Осознание ответственности в воспитании детей, когда ежечасно и ежеминутно происходит работа с хрупким материалом — детской душой, не позволяет пройти стороной мимо такого важного фактора нравственного развития ребёнка, как влияние культуры семейных отношений. Так давайте же становиться быть отзывчивыми, уметь сдерживать в себе зло, раздражение, уметь прощать обиды, не мстить; не позволять грубых слов. Любящий язык связывает сердца, а добрая речь врачует раны, поэтому в семейном общении — «ни капли холодного, острого, злого». «Ребёнок — зеркало родителей» так некогда точно заметил великий педагог И. Г. Песталоцци. Действительно, общаясь с ребенком, можно многое узнать о его родителях. Ребёнок впитывает стиль взаимоотношений, образ жизни, линии поведения, ценностные установки и в дальнейшем их репродуцирует. В этом смысле родители являются зодчими семейного счастья своих детей, потому что в созданную семью их ребёнок принесет всё то, что они в него заложили. Порческо В. М. Типы семейных отношений [Электронный ресурс] / В. М. Порческо. — Режим доступа: www.lacio.ru Семья: понятие и организация [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gopsy.ru. Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — www.azps.ru Урбанович, Л. Н. Влияние семейной культуры на нравственное развитие личности ребенка [Электронный ресурс] / Л. Н. Урбанович. — Режим доступа: www.smolensk-seminaria.ru Цитаты великих людей. Статусы, цитаты, афоризмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.vot-status.jimdo.com Основные термины(генерируются автоматически): отношение, ребенок, семья, воспитание детей, родитель, друг, семейная атмосфера, семейная культура, старшее поколение, член семьи. Похожие статьи Взаимоотношениеродителей и детей в семье. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, членсемьи. Влияние детско-родительскихотношений на становление. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитаниедетей. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, член. Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, членсемьи. ребенок, отношение, родитель, семья, семейноевоспитание. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, членсемьи. Взаимоотношения между родителями и детьми в семье ребенок, родитель, взаимоотношениеродителей, семья, отношениеродителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, членсемьи. Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка традиция, семья, воспитаниедетей, семейный круг, семейная жизнь, членсемьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное. Семейные традиции как средство духовно-нравственного. семья, ребенок, родитель, традиция, членсемьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Психолого-педагогические основы семейноговоспитания семейноевоспитание, семья, воспитаниедетей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культурародителей, институт воспитания. Проблемы взаимоотношений младшего и старшегоребенка. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старшийребенок, отношениеродителей, семья, родитель родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитаниедетей. Похожие статьи Взаимоотношениеродителей и детей в семье. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, членсемьи. Влияние детско-родительскихотношений на становление. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитаниедетей. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, член. Влияние семьи на социализацию ребенка | Статья в журнале. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, членсемьи. ребенок, отношение, родитель, семья, семейноевоспитание. отношение, ребенок, семья, воспитаниедетей, родитель, старшеепоколение, семейнаякультура, семейнаяатмосфера, друг, членсемьи. Взаимоотношения между родителями и детьми в семье ребенок, родитель, взаимоотношениеродителей, семья, отношениеродителей, отношение, интерес детей, жизнь ребенка, жизненный опыт, членсемьи. Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка традиция, семья, воспитаниедетей, семейный круг, семейная жизнь, членсемьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное. Семейные традиции как средство духовно-нравственного. семья, ребенок, родитель, традиция, членсемьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Психолого-педагогические основы семейноговоспитания семейноевоспитание, семья, воспитаниедетей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культурародителей, институт воспитания. Проблемы взаимоотношений младшего и старшегоребенка. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старшийребенок, отношениеродителей, семья, родитель родитель, ребенок, процесс воспитания, корреляционный анализ, семья, респондент, проблема, балл, высшее образование, воспитаниедетей. In this article: В тренде Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»