Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Bywebexperience Published 23.10.2024 Содержание Педагогические условия формирования ценностного отношения к семье у подростков Ключевые слова Текст научной работы ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х. Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х. Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка Похожие записи: Педагогические условия формирования ценностного отношения к семье у подростков В статье обозначены некоторые педагогические условия для формирования ценностного отношения к семье у подростков. Автором обосновывается их эффективность, исходя из анализа педагогической теории и практики. Ключевые слова Текст научной работы Определение педагогических условий требует обращения к анализу исследований, связанных с формированием ценностного отношения к семье у учащихся средних классов. Одним из таких педагогических условий, обеспечивающих эффективность названного процесса, является учет психологических особенностей учащихся средних классов. Школьники средних классов — это дети 11-15 лет. Это очень сложный период в развитии ребенка, как для взрослых, так и для него самого, поскольку он сопровождается половым созреванием — ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физиологическим изменениям, происходящих в его организме. В этой связи эмоциональное состояние школьников становится неровным и нестабильным. Нередко этот период называют затянувшимся кризисом. Подростки уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, они стремятся понять их суть, выявить причинно-следственные связи, учатся аргументировать свою собственную точку зрения, анализировать и обобщать полученные знания. В этом возрасте формируется абстрактное мышление, логическая память. Школьники средних классов стремятся к самостоятельности, к освобождению от чрезмерной опеки и контроля взрослых, хотят освободится от собственной детской зависимости. Личностная нестабильность, присущая подростковому возрасту, тесным образом связана с формированием Я-концепции, как центрального личностного новообразования всего возрастного периода. В этом возрасте у ребенка складываются разнообразные образы «Я». Американский психолог С. Хартер отмечает, что в подростковом возрасте происходят следующие изменения: меняется представление о себе — от конкретных характеристик (рост, внешность, простые эмоции, например, радость, грусть и т.д.), до интегральных характеристик (мотивация, желания, интегративные чувства). в зависимости от периодизации подросткового возраста, более дифференцированной становится Я-концепция. Так, например, описывая себя, младшие подростки идентифицируют себя носителями больших социальных ролей, чем младшие школьники, а старшие подростки видят себя в каждой социальной роли по-разному: со сверстниками — они одни, со взрослыми — другие, с младшими — третьи. Такое разное поведение, которому они сами не находят объяснения, часто вызывает у подростков 14-15 лет беспокойство и внутреннюю тревогу. Однако именно в этом возрасте появляется склонность к самоанализу, становится возможным самовоспитание, поэтому важным воспитательным моментом является разъяснение моральных правил и норм, на основе которых формируются моральные принципы и убеждения подростков. Центральным новообразованием в этом возрастном периоде является ощущение себя взрослым, т.е. притязания на роль взрослого человека. Чувство взрослости имеет внешнюю и внутреннюю стороны, так, первое проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков («мужской» или «женской» взрослости); вторая сторона проявляется в осмыслении и анализе своего поведения, поступков, окружающего мира и социума. Для успешного процесса формирования ценностного отношения к семье у школьников средних классов необходимо вооружить их системой знаний, представлений и убеждений относительно себя, как будущего семьянина (мужа, жены, отца, матери и т.д.), о ценности семьи, как социального института, о ее функциях и личностно-развивающих возможностях. В процессе освоения таких знаний школьники приобретают опыт моделирования будущей семьи, реально прогнозируют основные этапы своего жизненного пути, конструктивно решают внутриличностные и межличностные конфликты. Важно, чтобы предложенная система знаний и представлений вызывала у школьников положительные эмоции и оценку. Семья, как социальный институт, выполняет важнейшие духовно-нравственные функции, способствует становлению мировоззрения подрастающего поколения с самых первых лет жизни. Учитывая склонность подростков к самоанализу и самовоспитанию, можно предполагать, что этот возраст может стать важным этапом для формирования ценностного отношения к семье, позволяет активно вовлекать учащихся в опыт переживаний и позитивного отношения к семье и семейным ценностям, сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявления заботы о близких в совместной деятельности. Важным педагогическим условием процесса формирования ценностного отношения к семье является тесное сотрудничество школы с родителями учеников, формирование единого социально-нравственного и духовно-ценностного пространства семьи и школы. Успешность такой работы напрямую зависит от знания ситуации в семьях обучающихся, способности педагогов оказать профессиональную помощь родителям и налаживание сотрудничества с ними по воспитанию детей (составление программ совместных действий, досуговых и др. мероприятий). Подобные мероприятия, способствующие вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс в контексте решения задач формирования ценностного отношения к семье, готовности учащихся к семейной жизни, ответственному родительству, могут оказать положительное влияние на внутрисемейные отношения между родителями и подростками, в достаточно непростой период развития личности школьников. Одним из существенных условий является также формирование фамилистической компетентности учителя. В трудах Е.П. Белозерцева, Н.М. Борытко, Л.И. Васильевой, И.А. Зимней, И.Ф. Исаева, И.А. Колесниковой, Н.Ю. Шлейковой названная компетентность учителя выделяется как важный ценностный компонент профессионально-педагогической компетентности. Фамилистическая компетентность педагога объединяет в себе несколько составляющих, это: личностная значимость семьи, семейной жизни и признание ее педагогом, как общечеловеческой ценности; понимание полифункциональности семейной жизни и ее многоаспектности; сформированные коммуникативные навыки по общению с родными и близкими людьми, бытовые умения, сформированная культура семейных отношений; владение различными формами и методами конструктивного взаимодействия с учащимися и семьями учащихся по формированию ценностного отношения к семье; обладание такими личностными качествами как тактичность, уважение к родительским чувствам и т.п. способность к самосовершенствованию себя как семьянина и педагога. Фамилистически компетентный педагог обладает профессиональными знаниями и умениями в области семейного функционирования и подготовки школьников к семейной жизни, а также имеет практический опыт в этом виде деятельности. Процесс формирования ценностного отношения школьников к семье должен осуществляться при условии согласования целей, задач и ценностей образовательной организации, семей обучающихся, взаимовлияния систем семейного и школьного воспитания, осознания учащимися семьи как одной из главных жизненных ценностей. Интеграция перечисленных условий будет способствовать формированию ценностного отношения к семье у школьников средних классов. Таким образом,выделенные педагогические условия, включающие в себя учет возрастных психолого-педагогических характеристик учащихся средних классов, их интересов и потребностей, направленных на формирование ценностного отношения к семье; развитие новых социально значимых знаний, представлений и убеждений о ценности семьи и семейной жизни; конструктивное взаимодействие семьи и школы; развитие и повышение фамилистической компетенции педагога обеспечивают эффективность исследуемого процесса. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х. Ценностное отношение к семье формируется в детстве. И именно в дошкольном и школьном возрасте на процесс формировании данного отношения следует уделять большое внимание. В статье описаны особенности формировании ценностного отношения к семье в дошкольном и школьном возрасте. Читать статью Тема 5. Пожилой человек в семье и обществе Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х. Проектирование процесса формирования эмоционально — ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста Из опыта работы экспериментальной инновационной площадки «Целостное гармоничное развитие личности ребенка в процессе нравственно-патриотического воспитания в современных условиях» Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ» УДК 37.036:398 (56) ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Саржанова Г.Б., Кукубаева А.Х. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан) Аннотация. Ценностное отношение к семье формируется в детстве. И именно в дошкольном и школьном возрасте на процесс формировании данного отношения следует уделять большое внимание. В статье описаны особенности формировании ценностного отношения к семье в дошкольном и школьном возрасте. Ключевые слова: ценностное отношение, воспитание, семья, дети, дошкольники, ценности. Отношение к семье формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. На это оказывает влияние множество факторов и событий. Однако, ключевые характеристики этого отношения закладываются ещё в детстве. Психологи, как один, говорят о том, что детские впечатления являются самыми сильными и отпечатываются на всей жизни человека. Власюк И.В. отмечает, что если в детстве человек рос в неблагополучной семье, в которой отсутствовал механизм формирования семейных ценностей, то, скорее всего, во взрослой жизни, он будет испытывать трудности при формировании адекватной модели взаимоотношений в семье [1, а35]. Внимание же, уделяемое социологами и психологами проблеме формирования ценностного отношения к семье объясняется тем, что семья занимает в жизни каждого человека абсолютно особое место. Значение данного социального института для общества крайне велико. В связи с этим огромное количество специалистов занимается проблемой изучения семьи, её специфики, специфики её влияния на индивида, группу людей, возможностей влиять на формирование положительных семейных ценностей и т.д. Только крепкая, здоровая семья, в которой сформированы все ключевые ценности нормального развитого общества, может являться основой нормально функционирующего социума и крепко, развивающейся страны. Самое большое влияние на формирование у ребёнка ценностного отношения к семье, естественно, оказывает сама семья: родители, братья, сёстры и другие родственники. Однако, социум, в лице образовательных учреждений, СМИ, психологических служб может корректировать процесс формирования ценностного отношения, если внутри семьи он идёт по деструктивному сценарию [2, а222]. Кильдюшова П.Е. отмечает, что детский сад и младшая школа способны скорректировать отношение к семье ребёнка, если внутри семьи оно формируется в негативном ключе, без акцента на ключевые моральные ценности, которые должна воспитывать семья: верность, честность, чувство долга, гуманизм и т.д. Корректировка эта возможна благодаря тому, что образовательный и воспитательный процесс, протекающий в детском саду и начальной школе, сам по себе является немалозначимым фактором формирования ценностного отношения к семье у ребёнка, так как соответствует его личностному развитию, способствует созданию ценностного мировоззрения, удовлетворяет потребностям, интересам, способствует выработке критериев оценки ключевых жизненных позиций развивающегося человека (в том числе, и касающихся семьи), вовлекает ребёнка в общественно полезную и социально-нравственную деятельность, которые позитивно сказываются на формировании общих моральных ценностей [3, а20]. В настоящее время образовательными учреждениями, как дошкольного, так и школьного и послешкольного уровня, проводится определённая работа по формированию ценностного отношения детей к семье. Но большая проблема состоит в том, что работа эта фрагментарная, не существует какого-то определённого, единого комплекса мероприятий, нацеленного на развитие человека в этой сфере. Конечно, в образовательных учреждениях проводятся классные часы, беседы, просматриваются фильмы, но всё это не даёт нужного положительного результата, о чём свидетельствует всё возрастающее количество разводов и в Казахстане, и в России [4, ^117]. Особый акцент на развитие ценностного отношения к семье следует делать именно при работе с дошкольниками, в детских садах. Объяснить это можно следующим: — Дети находятся в детском саду большее время, чем, например, учащиеся в школе. Поэтому, у воспитателей, психологов и социологов есть большая возможность для влияния на их ценностные отношения к чему-либо, в том числе, и к семье; — Чем младше ребёнок, тем больше вероятность изменить уже сформировавшиеся отношения к чему-либо; — В дошкольном возрасте у детей преобладает потребность в игровой деятельности, а через игру взрослым легче передать посыл к формированию «правильного» отношения к семье. Любую работу в области формирования ценностного отношения, с любой возрастной группой следует проводить системно, по определённому алгоритму. В детском саду этот алгоритм может выглядеть следующим образом: 1. Анализ семей дошкольников; 2. Вычленение ключевых проблем в формировании ценностного отношения к семье у детей конкретной группы; 3. Определение главных негативных факторов, влияющих на отношение к семье у детей; 4. Анализ сущности и силы каждого из данных факторов и проблем; 5. Разработка программы формирования ценностного отношения к семье у дошкольников, включающей: — занятия общего цикла; — занятия, направленные на решение проблем, встречающихся в какой-то конкретной семье; — индивидуальную работы с некоторыми детьми. 6. Апробация данной программы. В качестве рекомендаций при работе с дошкольниками в данном направлении следует назвать следующие: — необходимо внедрять элементы групповой и индивидуальной работы; — в процесс должны быть вовлечены, воспитатели, психолог, администрация дошкольного учреждения и, желательно, родители; — следует использовать разноплановые формы работы с детьми, чтобы поддерживать их интерес; — ключевой формой работы должны быть игра (особенно подойдёт сюжетно-ролевая игра). В детском возрасте игровая деятельность является ведущей. Она привлекает больше учебной или трудовой. Именно поэтому, многие педагоги и психологи говорят о высоком потенциале игры как метода и средства воспитания и обучения. В частности использовать данный метод возможно и при формировании ценностного отношения ребёнка к семье. Высоким потенциалом при формировании ценностного отношения к семье обладают сюжетно-ролевые игры. Бондаренко А.К. отмечает, что сюжетно-ролевая игра создаёт эмоциональную благоприятную обстановку для общения детей между собой. Основой сюжетно -ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослых людей и в игровой форме воспроизводит их деятельность и отношения между ними [5, а98]. При использовании сюжетно-ролевых игр в описываемом в данной статье воспитательном направлении, сюжеты и виды игр следует выбирать исходя из индивидуальных особенностей детского коллектива, особенностей семей конкретных детей. Очень важно, чтобы работа по формированию ценностного отношения к семье в образовательных учреждениях была целостной и последовательной. Систему работы, начатую в дошкольных учреждениях следует внедрять в школьную практику, меняя формы организации, исходя из возрастных и психологических особенностей детей. В целом, как отмечает Айгумова З. И., содержательная сторона направленности ребёнка-дошкольника по отношению к окружающему миру и другим людям, к семье, где он живет, и самому себе, является некой сердцевиной мотивации его жизненной активности и представляет собой базовую основу будущей жизненной концепции в вопросах семьи и брака. И здесь главным является то, чтобы ребенок понимал непреходящую ценность семьи и для своего собственного развития, куда входит и его семейная культура, т.е. понимание и принятие безусловной ценности семьи как первоосновы принадлежности к своему народу; почитание родителей и забота о старших и младших; бережное отношение ко всем членам своей семьи; сохранение национальных и культурных традиций семьи и т.д. Именно на это должна быть направлена работа образовательных учреждений: сначала детского сада, а затем школы колледжа и университета[6, ^107]. Читать статью Типы семейных отношений Таким образом, прямо повлиять на «правильное» воспитание семейных ценностей внутри каждой семьи невозможно, но можно влиять на процесс данного воспитания через образовательные и информационные институты. И если этот процесс будет плодотворным, то, в дальнейшем, в будущих семьях сформируется эффективный процесс развития ценностного отношения к семье. 1. Власюк И.В. Семья как социокультурная ценность (теория и практика взаимодействия семьи и школы).- Оренбург: «Пресса», 2006. — 207 с. 2. Михайлова Е.В. Особенности формирования нравственных ценностей у младших школьников // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук: Международный межвузовский сборник научных работ. Вып. 2. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Экон-Информ, 2006. — С. 221-228 3. Кильдюшова П.Е., Валеева Р.А. К вопросу о формировании у детей ценностного отношения к семье // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — С.19-26. 4. Андреева Т. В. Психология семьи. — СПб. : Речь, 2007. — 384 с. 5. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 2003. — 123 с. 6. Айгумова З. И. Психология биэтнических семейных отношений. — М.: Прометей, 2016. — Саржанова Г.Б., магистрант социально-педагогических дисциплин по специальности педагогика и психология, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) Кукубаева А.Х., научный руководитель, доктор психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка Богданова, А. М. Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка / А. М. Богданова, Я. В. Макарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 464-467. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91152/ (дата обращения: 02.11.2022). В статье рассматривается проблема формирования ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования. Ключевые слова:семья, семейное воспитание, ценностного отношения к семье, младший школьник, проектная деятельность, кружковая работа. Keywords:family, family education, value attitude to family, junior high school student, project activity, group work. Вопрос о развитии ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте животрепещущий в нынешнее время, в виду того, что первые ученические годы одни из самых важных и серьезных в процессе становления личности. Первые ученические годы — это годы, когда у школьника происходит освоение и понимание норм и примеров ожидаемого поведения в кругу близких и на людях. Н. Е. Щуркова считает как раз таки младшие школьные годы более чувствительными для выстраивания когнитивного отношения к миру, совершенствование образования, собранности. И на данный момент, как нельзя более, в воспитании личности первенствующей миссией является создание человека, «уважающего и принимающего ценности семьи и общества» [6, с. 38]. Однако же выстраивание ценностного отношения к семье у младших школьников как отдельное направление не отмечается. Потому и в сегодняшней России было замечено повышение регресса внутрисемейных взаимоотношений, оскудение значимости семьи и в человеческом обществе все больше ведают о потребности поменять возникшую обстановку. Ю. П. Азаров, занимаясь семейной педагогикой, излагал свои мысли так: «Значительную роль на становление личности ребенка играет образ жизни семьи, тип домашнего воспитания, обычаи и средства домашнего воспитания, каковые в общей сумме составляют для ребенка ту обстановку, входя в которую, он изначально узнает свои социально-ценностные особенности» [1, с. 12]. Термины «семья» и «семейное воспитание» в течение длительного периода изучали мировые научные деятели. Семья — социально-ценностный институт, члены которого связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Через развитие семьи можно рассматривать развитие общества в целом. В первую очередь родители, а затем уже и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Сила и действенность семейного воспитания несравнимы, в том числе и с очень квалифицированным общественным воспитанием. Семейное воспитание — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении, защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития. А. Д. Даусон был в числе первых, кто сделал усилие над тем, чтобы выяснить уклад отношений в браке. Он считал, что «семья — неизменная общественная ячейка: государства возникают в результате объединения семей». «Всякая семья составляет часть государства» [2, с. 34]. В состав семьи должно входить несколько видов отношений: биологические, экономические и духовно-нравственные. Мыслитель излагает о том, что только в сумме все эти критерии будут давать в итоге сложенную семью и малейшее отклонение от системы сделает её более слабой и плохо защищенной. Большое значение имеет восприятие ценностного отношения к семье, так как семья является важным институтом социализации личности в течение всего жизненного пути, в который входят всевозможные области: управление бытом дома, фондирование денег, развитие дитя и формирование у него ценностей семьи, совместное времяпрепровождение и др. Выражения «отношение» и «ценность» неразрывно связаны между собой и создают следующие выражения: «ценностное отношение», «ценностные ориентации». Процесс формирования ценностного отношения у детей запрашивает определенную обязанность и осознанность, умения владеть видами деятельности. Этот процесс считается одним из основных способов в работе педагога, у которого есть право самому изобретать и внедрять нововведения в воспитательную деятельность. Под ценностными отношениями имеется в виду позитивное отношение индивидуума к целой системе ценностей, признанных в обществе, связь между объектом и субъектом с позиции пользы или вреда, который он приносит. Исследованием вопроса о формировании ценностного отношения к семье занимались вошедшие в историю ученые: С. П. Акутина, В. В. Николина, Е. К. Узденова, Е. И. Зритнева, А. В. Мудрик, B. C. Мухина, Н. Е. Щуркова, О. С. Пермовская. Младший школьный возраст в жизни ребенка становится стартом главного и серьезного срока формирования моральных качеств, допускается сказать об установлении фундамента ценностно-смысловой сферы личности. В младшем школьном возрасте ценностное отношение детей к своей семье претерпевает большие преобразования — дитя начинает относиться к своим родителям через призму установленных социальных норм, которые уловил в школе. Это отношение характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений родителей общим нравственным нормам. Происходит как бы проверка ценностей общества в конкретных взаимоотношениях людей. И этот результат освоения и осознания ценностных ориентаций в действительности реализуется в индивидуальных поступках и поведении ребёнка. Исследования современных ученых А. Л. Харчева и М. С. Мацковского в области психологии ценностей указывают, что «в жизни детей и подростков главными становятся ценности материальные (развлечения, материальное обеспечение), а не духовные. Поэтому главной задачей современной школы является сохранение и развитие индивидуально-личностных качеств подрастающего поколения, а также формирование адекватного, осмысленного взгляда на жизнь, иерархию ценностей» [5, с. 15]. Читать статью My Happy family center В последние годы проблему формирования ценностного отношения к семье у младших школьников пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Н. А. Кочкина считает, что «метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов» [3, с. 11]. Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) — это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Для эффективной реализации процесса формирования ценностного отношения к семье у младших школьников, как к социально значимой ценности, необходимо личностно и глубоко погрузиться в тему. Выбор метода проектной деятельности, позволяет связать между собой сферу теоретических знаний и практическую деятельность. Выполняя проект, школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем. Учащиеся в ходе данной деятельности не только разрабатывают учебные, творческие проекты, но и открывают смысл ценности «семья». В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых занятий, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение изученного курса. При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на степень творчества, оригинальность, но прежде всего на умение проектировать правильный с точки зрения социальной значимости образ будущей семьи. Экспериментальная работа была направлена на выявление реального уровня сформированности ценностного отношения младшего школьника к семье. Работа проводилась в МБОУ «Бирикчульская средняя общеобразовательная школа» п. Бирикчуль Аскизского района, Республики Хакасия. В экспериментальной группе приняли участие: младшие школьники 3 «Б» класса в возрасте 8–10 лет — 26 человек (13 — мальчиков, 13 — девочек). В ходе исследования были определены показатели ценностного отношения к семье: понимание ценности семьи; осознание необходимости ценностного отношения к семье; эмоциональная отзывчивость на чувства, переживания и заботу членов семьи, потребность в общении, взаимопонимании, доверии, чуткость к доброте, порядочности, верности; умение владеть собой, управлять чувствами, способность к морально-нравственным ориентирам, проявление ответственности в дружбе, любви, семейных отношениях, активном участии в жизни семьи, оказание помощи родителям, родственникам, нести ответственность за свои поступки, добросовестно выполнять свои трудовые обязанности в семье. Для выявления уровня ценностного отношения к семье нами были использованы: опросник для детей «Диагностика отношения к жизненным ценностям», проективный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и А. Кауфман; Л. М. Костина), тест «Отношение детей к семье», метод «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви), анкета «Я и моя семья» (Р. В. Овчарова). Результаты проведенной работы позволили распределить учащихся в соответствующие группы: высокий уровень ценностного отношения к семье, недостаточно высокий уровень, средний уровень и низкий уровень. По результатам проведения методик мы выявили, что с высоким уровнем ценностного отношения 7 учащихся, что составляет 27,5 %. На данном уровне сформированы нравственные понятия, относящиеся к сфере семейных отношений. Осознается значимость семьи в жизни каждого человека и общества в целом. Характерны доверительные отношения с родителями, а также нормальное поведение в семье и обществе. Учащиеся этой группы имеют необходимые хозяйственно-трудовые навыки и умения. К недостаточно высокому уровню мы отнесли 10 учащихся, что составляет 31,5 %. Они имеют в целом правильные представления о нравственных понятиях, характеризующих сферу семейных отношений, о роли семьи в жизни личности и общества, ими признается ценность внутрисемейного общения. У младших школьников проявляется личностное осмысление ценностей семьи. Дети с недостаточно высоким уровнем обладают определенным объемом знаний и представлений о семье и ее ценностях, однако у них недостаточно развиты эмоциональная отзывчивость и чувства, переживания и забота о родных, способность нести ответственность за свои поступки. Со средним уровнем ценностного отношения 8 учащихся, что составляет 30 %. Такие дети обладают определенными знаниями, достаточно поверхностными представлениями о понятии «ценностное отношение к семье», отличаются слабой степенью осознанности ответственности в построении внутрисемейных отношений. Хозяйственно-бытовые умения, навыки и привычки сформированы частично. Учащиеся имеют упрощенные представления о нравственных понятиях, о семье и ее роли в жизни людей и общества. К низкому уровню относится 3 человека, что составляет 11 % учащихся. Они обладают ограниченным представлением о понятии «ценностное отношение к семье», не понимают значимости нравственной основы семьи, безучастны к домашнему труду, отсутствует забота о членах своей семьи. Все показатели ценностного отношения к семье развиты крайне слабо. Для повышения уровня ценностного отношения к семье нами была организована проектная работа на уроках кружка, в том числе и с родителями. Работа была организована через психолого-педагогическое просвещение с опорой на воспитательный потенциал семьи, с учетом семейного уклада, образа жизни, традиций. Так же через непрерывное и систематическое наблюдение за развитием ценностного отношения в семье у учащихся. Через изучение фактов, влияющих на ценностное восприятие семьи младшими школьниками и через активизацию деятельности родителей в совместных с детьми воспитательных мероприятиях. Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников происходило с помощью таких форм организации проектной деятельности на занятиях кружка, как игры на знакомство, воспитательные часы, дидактические игры, беседы, диалоги, видеокейсы, тренинги для родителей и детей. Особым воспитательным потенциалом богаты такие формы и методы во взаимодействии педагога с родителями, в ходе которых родители вовлекаются в активное участие в воспитательные занятия. Совместные беседы-дискуссии, семинары-тренинги, практикумы, интеллектуально-развлекательные и спортивные мероприятия и др. После проведения формирующего эксперимента улучшились показатели ценностного отношения к семье. Учащихся с высоким уровнем стало 8 человек, что составляет 32 %, с недостаточно высоким уровнем — 10 человек, что составляет 40 %. Со средним уровнем ценностного отношения к семье — 6 человек, что составляет 24 %, и с низким уровнем — 1 человек, что составляет 4 %. В ходе экспериментальной работы было доказано, что в настоящее время одной из действенных форм обучения и воспитания является проектная деятельность учащихся. Проектная деятельность на занятиях кружка позволяет активно привлекать учеников и родителей к совместной работе, что приводит к повышению уровня сформированности ценностного отношения к семье у младших школьников. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2015. 496 с. Даусон, А. Д., Утемов В. В. Формирование семейных ценностей у детей: методическое пособие. Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. 40 с. Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с. Макаренко, А. С. О воспитании в семье. Изб. пед. произведения. — М.: Учпедгиз, 1955. — 320 с. Харчев, А. Л., Мацковский, М. С. Современная семья и её проблемы. М., 1997 г. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание. Изд. Педагогическое общество России. 2000–130 с. Основные термины(генерируются автоматически): ценностное отношение, семья, проектная деятельность, высокий уровень, школьник, занятие кружка, младший школьный возраст, родитель, семейное воспитание, учащийся. In this article: В тренде Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»