Наблюдая за детьми, впадающими в истерику в общественных местах, громко кричащих в самолетах, беспорядочно бегающих межу столиками в ресторане, люди раздражаются и на детей, которые плохо воспитаны, и на родителей, которые не просветили своих чад, как нужно себя вести должным образом. Конечно, сами наблюдающие осведомлены о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и своих «крошек-сыновей» воспитали прекрасно. Если уйти от иронии, следует заметить, что процесс воспитания, привития этикетных норм, социализация детей — очень сложный и не сиюминутный процесс. Но если надеяться только на авось, то отсутствие воспитанности может привести к весьма плачевным последствиям.
Ведь акцентируя внимание на соблюдении этикетных норм, ребенок учится видеть других людей, быть уважительным по отношению к их времяпрепровождению, старается учитывать мнение и потребности также незнакомых людей – значит, становится хорошим, воспитанным человеком. Необходимо обратить внимание на основополагающие этикетные правила и нормы.
Содержание:
- Быть вежливым и обходительным
- Не комментировать внешность людей
- Обязательно нужно произносить приветственные слова по случаю
- Быть внимательными к тому, что говорят окружающие
- Быть щедрым, не жадничать
- Не присваивать чужое и не претендовать на то, что тебе не принадлежит, но нравится
Быть вежливым и обходительным
Выражать свое желание, исполнение которого зависит от других людей, ребенок должен с помощью вежливых слов «пожалуйста», «будьте добры», «разрешите», «извините». Исполненная просьба, конечно, должна сопровождаться и вознаграждаться словами благодарности — «спасибо», «искренне благодарен», «буду вам признателен». Может показаться, что это вычурные слова и фразы, явно надуманные, но в практической жизни они всегда производят волшебный эффект на окружающих.
Не комментировать внешность людей
С ранних лет дети должны осознанно понимать, что любое публичное комментирование внешности человека некорректно и может вызвать негативное отношение окружающих. Кроме того, родители, работая над прививанием этикетных манер ребенку, должны рассказать ему о толерантности по отношению к людям с разным цветом кожи, имеющим внешние недостатки или увечья, пожилым и больным. Нельзя давать прозвища людям, подчеркивая их недостатки – это неприемлемо ни в каком коллективе.
Обязательно нужно произносить приветственные слова по случаю
Здороваясь утром или прощаясь вечером со знакомыми, сослуживцами, соседями, никто чаще всего не задумывается о важности такого приветствия, но детям необходимо объяснить, что пожелание здоровья («здравствуйте») или же транслирование надежды на будущую встречу («до свидания») – важнейшие части актов коммуникации людей, обозначение их расположения по отношению друг к другу.
Быть внимательными к тому, что говорят окружающие
Умильные взгляды родителей на своего ребенка, когда он, сидя за общим столом, перебивает старших, выкрикивает невпопад, — показатель чаще всего ложной любви родителей к своему дитяти. С малых лет ребенок должен научиться правилу, которое подразумевает проявления уважения к старшим, смирения к их решениям.
Быть щедрым, не жадничать
Чувствовать желания окружающих и идти им навстречу, обозначая тем самым свое расположение – умение, которое необходимо вырабатывать у ребенка. Делиться тем, что у тебя есть, помогать страждущим, щедро предлагать свою помощь дети должны научиться в раннем детстве, чтобы проявить свои лучшие качества впоследствии.
Не присваивать чужое и не претендовать на то, что тебе не принадлежит, но нравится
Любопытство ребенка не может оправдать безответственность родителей, неспособных остановить желания дитя. «Хочу, дайте, это должно быть моим» — вот неполный список фраз, обозначающих проявление таких желаний. Не должен родитель бросаться, чтобы их исполнить. Запрет на владение чужим имуществом должен быть сознательно воспринят – это данность, которой нужно следовать, чтобы не усугубить ситуацию позже.
Чаще всего лучше влияют на поведение ребенка не многократно произнесенные слова, а поведение самих родителей как образец. Поэтому необходимо без ложной дидактичности и занудства следить, прежде всего, за тем, что говорят и делают взрослые люди, а дети – это отражение наших возможностей и воспитания в целом.