Психология и отношения Культура как важнейшее условие совершенствования личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки» Bywebexperience Published 20.11.2024 Содержание Культура как способ самоопределения и саморазвития. Личности. смысл жизни. Смысл любви. Культура как важнейшее условие совершенствования личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки» Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Горлова Е. Б. Текст научной работы на тему «Культура как важнейшее условие совершенствования личности» 1. Культура как деятельность и саморазвитие человека. Похожие записи: Культура как способ самоопределения и саморазвития. Личности. смысл жизни. Смысл любви. Смысл жизни – это система ценностей человека. 1.биологизаторы-человек как биология без смысла жизни 2.вторая группа считала смысл жизни это главное в жизни человека. Франкл «поиск смысла жизни» выявил три пути смысла: труд, ценности вера дружба, долг честь, любовь, страдание во имя чего то. Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях. Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации, человек с детства усваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст-ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в детстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за-канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры. Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по-лучил название инкультурация. Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен-ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня-тием в часы досуга. Таким образом, мы видим, что культура служит способом самоопределения и всестороннего развития личности. Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 744 ; Мы поможем в написании вашей работы! Культура как важнейшее условие совершенствования личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки» Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Горлова Е. Б. Приобщение к культуре как целeвой ориентир современного образования. Культура и образование: целевые установки Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ. Текст научной работы на тему «Культура как важнейшее условие совершенствования личности» венных и личностных ценностей позволит изменить смысложизненное пространство подрастающего поколения. Необходимо всеобщее осознание невозможности нормального существования в наркотической, алкогольной среде и в ситуации соза-висимости, а тем более осознание недопустимости игнорирования влияния этой нездоровой среды на жизнь каждого человека. В профилактических целях также целесообразно сформировать направленность подрастающего поколения на образ сильного духом и телом молодого человека. Только позитивный образ создает позитивную реакцию. Таким образом, на Ставрополье формируется реабилитационное пространство, в котором осуществляются совместные с городскими и краевыми администрациями скоординированные действия по профилактике аддиктивных расстройств личности, имеющие комплексный характер. КУЛЬТУРА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В настоящее время в России сложилась сложная социально-экономическая и культурная ситуация, которая обострила имеющиеся противоречия — межнациональные конфликты, духовный и нравственный кризис общества. Молодое поколение пессимистически воспринимает жизнь, находится в состоянии растерянности, теряет идеалы. В сознании многих молодых людей стираются понятия ответственности, гражданского долга. Многочисленные исследования свидетельствуют о кризисе образования, который выражается в снижении качества образования, падении интереса к учебе, ухудшении нравственной атмосферы среди молодежи. Эти острейшие проблемы позволяют выявить основные противоречия, стимулируют поиск оптимальных социальных, педагогических и культурно обоснованных решений, порождают новые социальные связи, нормы, ценности и идеи. Г лавной причиной дефицита духовности является разрыв между личностью и культурой, при котором личность не испытывает потребности в общечеловеческой культуре, в овладении ее ценностями, а культура не влияет на нравственное и духовное развитие личности. В этой связи представляет интерес утверждение Л. Уайта о том, что поведение, сознание и взаимоотношения людей регулируются культурой. Слово «культура» есть почти во всех языках народов мира. В своем исходном значении понятие культуры связано с деятельностью человека: культура — это то, что «обработано», «возделано» человеком. Современному пониманию культуры предшествовал многовековый и тернистый путь научных дискуссий. История культуры — это, прежде всего, история становления человека, выделения его из мира природы и формирование человека как существа человечного, социального. «Человек, его место в мире, смысл и назначение человеческой жизни — это одно из центральных линий развития культуры, в которой находит выражение ее подлинный смысл» [1]. Научные изыскания по поводу понятия «культуры» многообразны и многоаспектны, но очевидным представляется тот факт, что культура как социальный феномен, существует не автономно как самостоятельное явление, не «рядом» с обществом или «внутри» него, а выступает как характеристика всей совокупности свойств общества или отдельных его сторон. Культура — понятие, которое очень широко используется в современной педагогической, социологической и философской литературе, как и вообще общественными науками в целом. Между тем нет, вероятно, ни одного другого понятия, определения которого были бы столь различны и противоречивы, как определения культуры. Во всем многообразии современ- Раздел II. Развитие личности в образовательных системах ных научных школ, по-разному трактующих понимание культуры, возможно, выделить два основных подхода. Согласно одного из них культура рассматривается как личностный аспект человеческого бытия, как развитие сущностных сил человека, его духовного богатства — этот подход в теории культуры принято называть социологическим [2]. В рамках данного подхода получила большое распространение концепция социальноценностной сущности культуры [3]. Например, К.З. Чавчавадзе под культурой понимает «мир воплощенных ценностей, преобразованную сообразно им природу человека и его среду — мир орудий его материальной и духовной деятельности, социальных институтов и духовных достижений» [4]. Сторонники другой точки зрения рассматривают культуру как способ и результат человеческой деятельности (М. Каган, Э. Маркарян и др.) — такой подход к пониманию культуры называют деятельностным [5]. В науке существуют попытки синтезировать эти два подхода. Так, Л.К. Круглова дает следующую дефиницию культуры: «культура — это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп, личности» [6]. Культура — это антропологический феномен. Без человека, воспринимающего культуру и ведущего диалог с ней, она существовать и развиваться не может. Это процесс выбора индивидом духовных ценностей, образа мышления. Обретение личностного образа называют культурной идентификацией. «Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и, творя ее», — считает Е.В. Бондаревская [7]. Поскольку педагогика изучает те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества, то культура в педагогике должна рассматриваться как мера усвоения и использования личностью достижений общества и как среда, в которой происходит развитие личности, при этом культуру личности следует понимать как результат вышеуказанных процессов (усвоение, использование, развитие). Происходит воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а самый верный способ, которым это осуществляется — процесс социализации. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социали-зированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Читать статью Саморазвитие как цель в жизни На уровне понятия «культура» определяются и содержание воспитания. Интересным представляется мнение О.С. Газмана, который считает целью воспитания — дать каждому человеку базовое образование и культуру, и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание, способности, потребности) и объективные возможности семьи, школы, общественности [8]. Поистине актуальной перед современным образованием становится задача восстановления образа человека культуры как личности целостной, самобытной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство культурных ценностей в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения. Сегодня перед педагогами России стоит острый вопрос: какие возможны и какие нужны методы воспитания и обучения, ориентированные на поднятие культурного уровня подрастающего поколения, на саморазвитие личности. Эти методы пытались найти и реализовать лучшие педагоги XIX-ХХ вв. — А. Нейл, В. Сухо-млинский, Д. Дюи, М. Монтессори, Л. Толстой, Н. Макмейн. Постепенно социокультурное пространство гуманистической педагогики расширяется повсеместно, несмотря на то, что ей присуща нестандартность решений и инновационный характер методик, что часто с трудом принимается учительской средой, склонной к привычным педагогическим установкам на руководство ребенком и фронтальным формам работы вместо общения. Учитывая острую необходимость гуманизации образования и особенности российской системы образования конца ХХ и начала XXI вв., можно сформулировать цель: общество нуждается в культурной и свободной личности, способной самостоятельно решать возникшие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости, и в то же время свободной от нравственной ущербности. Человек, его культура и внутренний мир становятся центром внимания в современном образовании, что делает культуру важнейшим условием совершенствования как отдельной личности, так и общества в целом. В.С. Библер, рассматривая понятия «культура» и «образование» во взаимосвязи, утверждает, что суть культуры состоит во «втягивании всех прошлых и будущих культур в единую цивилизованную лестницу и предсказывает в XXI в «смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры» [9]. Современная отечественная педагогика ставит в центр воспитания и социализации культуру личности как отражение на индивидуальном уровне культуры общества. Иначе говоря, культура личности является основным определяющим понятием процессов воспитания и социализации. Таким образом, в настоящее время происходит переориентация образования в направлении культуры, что находит отражение в целях и содержании современного образования, придавая им гуманистический и гуманитарный смысл, а в итоге — поможет выйти из духовного кризиса. 1. Смоленцев Ю.М. Гуманизм как принцип культуры. — М., 1993. 2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. — М., 1987. 3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М., 1988. 4. Чавчавадзе К.З. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984. 5. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. — М, 1972. 6. Круглова Л.К. Духовная культура как система: Дисс. . докт. филос. наук. — СПб., 1992. 7. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. — Ростов н/Д, 1995. 8. Базовая культура личности. Сб. научных трудов / Под ред. Газмана О.С. — М., 1989. 9. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1990. ЛИЧНОСТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Разработка профессиограммы как теоретической модели, отражающей требования к личностным параметрам субъекта деятельности, является обязательным 1. Культура как деятельность и саморазвитие человека. 2. Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура. 3. Основные сферы Духовной культуры. 4. Этническое разнообразие культур. 1. Культура как деятельность и саморазвитие человека. Разговор о культуре следует начать с этимологии этого слова. В прямом переводе с латинского «cultura» обозначает возделывание, обрабатывание. А Так как возделывать и обрабатывать можно все что угодно, понятие «культура» употребляет по самым различным поводам. Достаточно сказать, что современный французский культуролог А. Моль в своей книге «Социодинамика культуры» насчитал 250 определений культуры, употребляемых в самых разных контекстах /значениях/. Понятно, что только одно их перечисление «Съело бы почти все время, отведенное для данной лекции. Поэтому мы пойдем другим путем. Отталкиваясь от этимологии слова «культура» как возделывание можно сделать первый вывод, что возделывать, т.е. создавать нечто новое, может прежде всего человек, а потому культура связана с его существованием в мире. И в этом смысле культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она как бы организует эту жизнь. А потому в жизни людей культура осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Существование же человека осуществляется в той среде, которую он сам возделал /создал/ — среде социальной, и эта среда, то что обычно именуется обществом и есть культура как противоположность естественной природе – натуре. Но создание социальной среды /культурного пространства/ было бы невозможно без специфически человеческой деятельности. Вот почему культура – это прежде всего способ человеческой деятельности и единства и многообразия исторически выработанных форм этой деятельности, отражающих степень «очеловечивания природы». Культура как степень «очеловечивания природы» — это ее предметная форма существования. Неважно при этом какие это предметы, ибо любой предмет: будь это табуретка, автомобиль, телевизор, научная теория, произведение искусства – все это есть результат человеческой деятельности, тем самым воплощает в себе /в разной степени/ определенные свойства, которыми наделил их создатель – человек. С другой стороны, культура есть не только способ и результат человеческой деятельности, но и мера саморазвития самого человека. Ведь главной способностью человека является способность к предметной деятельности, способность создавать предмет, который воплощает в себе степень этой способности. А это означает, что предмет, создаваемый человеком, является для него «человеческим предметом» или «опредмеченным человеком». Отношение человека к создаваемому им предмету – это в конечном счете его отношение к самому себе и к другим людям. И культура как мера саморазвития человека /развитие его творческих способностей/ — это личностная форма существования культуры. И если существование культуры в форме результатов человеческой деятельности есть внешняя форма ее существования, то действительным содержанием культуры оказывается процесс развития человеческих способностей, воплощающихся во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности, а также в отношении между людьми, в их общении друг с другом. 2. Единство и многообразие культур. Материальная и Духовная культура. Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности. Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии. Если, к примеру, взять наиболее общий критерий /мерило/ — географический /региональный/, — то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д. Можно разделить культуру и по другому критерию – вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство. Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания /сервис/, культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека. Человеческая деятельность осуществляется в общественно-исторических формах материального и духовного производства. Соответственно материальное и духовное производство предстают как две основные сферы развития культуры. На основании этого вся культура естественным образом подразделяется на материальную и духовную. Различия материальной и духовной культуры исторически обусловлены конкретными условиями разделения труда. Они относительны: во-первых, материальная и духовная культура выступают составными частями целостной системы культуры; во-вторых, происходит все большая их интеграция. Так в ходе НТР /научно-технической революции/ возрастает роль и значение материальной стороны духовной культуры /развитие техники средств информации – радио, телевидения, компьютерных систем и т.д./, а с другой стороны – в материальной культуре возрастает роль духовной ее стороны /непрерывное «онаучивание» производства, постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества, возрастание роли производственной эстетики и т.д./; наконец, на «стыке» материальной и духовной культуры возникают такие явления, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре в «чистом виде»/ например, дизайн – художественное конструирование и художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию окружающей среды человека/. Читать статью Более 10 лет ставлю цели на год: рассказываю, как это делать эффективно Но при всей относительности различий между материальной и духовной культурой эти различия существуют, что позволяет рассматривать каждый из этих видов культуры как относительно самостоятельную систему. Основание водораздела этих систем является ценность. В самом общем определении ЦЕННОСТЬ – это все, что имеет для человека то или иное значение /значимо для него/, а следовательно как бы «очеловечивается». А с другой стороны, способствует «возделыванию» /культивированию/ самого человека. Ценности подразделяются на природные /все, что существует в естественно-природной среде и имеет значение для человека – это и минеральное сырье, и драгоценные камни, и чистый воздух, и чистая вода, лес и т.д. и т.п./ и культурные /это все, что создал человек, что является результатом его деятельности/. В свою очередь, культурные ценности делятся на материальные и духовные, которые в конечном итоге и определяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя всю совокупность культурных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления, которые призваны удовлетворять так называемые материальные потребности человека. Материальные потребности, вернее их удовлетворение, обеспечивают жизнедеятельность людей, создают необходимые условия для их существования – это потребность в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, связи и т.д. И чтобы их удовлетворить человек /общество/ производит продукты питания, шьет одежду, строит дома и другие сооружения, делает автомобили, самолеты, корабли, компьютеры, телевизоры, телефоны и т.д. и т.п. И все это как материальные ценности и есть сфера материальной культуры. Но эта сфера культуры не является определяющей для человека, т.е. самоцелью его существования и развития. Ведь человек живет не для того, чтобы есть, а он ест для того, чтобы жить, а жизнь человека – это не простой обмен веществ как у какой-нибудь амебы. Жизнь человека – это его духовное существование. Так как родовым признаком человека, т.е. то, что присуще только ему и что отличает его от других живых существ, является разум /сознание/ или иначе, как говорят, духовный мир, то отсюда определяющей сферой культуры становится духовная культура. Духовная культура есть совокупность духовных ценностей, а также процесс их создания, распределения и потребления. Духовные ценности призваны удовлетворять духовные потребности человека, т.е. все то, что способствует развитию его духовного мира /мира его сознания/. И если материальные ценности, за редким исключением, скоротечны – дома, станки, механизмы, одежда, транспортные средства и прочее и прочее, то духовные ценности могут быть вечными, пока существует человечество. Скажем, философским суждениям древнегреческих философов Платона и Аристотеля без малого две с половиной тысячи лет, но они и сейчас такая же реальность как и в момент их высказывания – достаточно взять в библиотеке их произведения или получить информацию через Интернет. 3. Основные сферы Духовной культуры. Говоря о духовной культуре, следует отметить ее многообразие. К духовным ценностям относится философия, наука, религия, мораль, искусство. О сущности философии и науки более подробно разговор пойдет в следующем учебном году, когда будет изучаться такая дисциплина как «Философия». Если же вкратце, то философия по сути дела является основой духовной культуры. Она способствует формированию у каждого человека определенного взгляда на мир и на свое месть в этом мире, то что обычно называется мировоззрением Она дает человеку возможность задуматься о смысле своей жизни, позволяет тем самым осуществлять как бы общую ориентацию в окружающей нас действительности. Неразрывно связана с философией наука, которая есть способ познания митра, имеющей своей целью рациональную реконструкцию его на основе постижения существенных закономерностей. Наука как явление духовной культуры есть, прежде всего, совокупность /система/ знаний о самых различных явлениях и процессах, происходящих в мире. Причем знаний наиболее объективных /соответствующих самой действительности/, благодаря чему используя их можно добиться поставленных перед собой целей, получать нужный практический результат. Что касается религии, то некоторых ее особенностей мы будем касаться при рассмотрении в следующей лекции роли Православия в формировании русской духовной культуры. В данном же случае отметим, что религиозные ценности, в отличие от научных, опираются не на практический интерес и доказательства, а на принцип веры. Веры в некий Абсолютный Разум – Бога, который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл всего существующего в мире. Другие сферы духовной культуры – нравственная, эстетическая и художественная, — являются предметом таких областей знания и учебных дисциплин как этика и эстетика, которые не включены в учебный план нашего вуза. Следовательно, поговорим об этих сферах духовной культуры более подробно. Итак, нравственная культура. Само понятие НРАВСТВЕННОСТЬ происходит от слова «нрав», что значит душевно-волевые качества человека. Основное предназначение нравственной культуры быть регулятором человеческих отношений. Человек существует в обществе, т.е. в среде подобных, а следовательно, так или иначе вступает в определенное общение с ними. В общении человек ведет себя определенным образом, а поведение людей складывается из единичных поступков. Каждый наш поступок имеет свою мотивацию, которая определяется с одной стороны той или иной ситуацией /одна мотивация, скажем, будет определять линию нашего поведения при массовом общении – на улице, общественном транспорте, на рынке и несколько иная в обстановке интимно-личностного общения – с друзьями, близкими, любимыми… С другой стороны, мотивация нашего поведения зависит от уровня нравственной культуры человека. Дело в том, что все виды взаимоотношения между людьми /общение/ так или иначе регламентируются /управляются/. Эта регламентация осуществляется такой формой общественного сознания как мораль. Она складывалась постепенно. Пророк Заратустра внушая огнепоклонникам в Персии 3000 лет назад: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы сними». Древнекитайский философ Конфуций проповедовал культуру человеческого общения 24 столетия назад. Будда проповедовал правила человеческого общежития на берегах священного Ганга за 500 лет до рождения Христа. Иисус Христос провозгласил свою заповедь – «не судите и не судимы будете» среди каменистых холмов Иудеи 20 столетий назад. Но в любых принципах определяющих культуру общения – главное заключается в том, что объективная взаимозависимость какого-то сообщества (семьи, коллектива, нации/ и отдельного человека на языке морали выглядит как вопрос о соотношении общественного и личного блага, где последнее понимается как положительная ценность, т.е. все, что идет на пользу человека. Мораль как свод определенных норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов в конечном счете преследует обеспечение и интересов индивидуальных. Как отметил по этому поводу Белинский, «высочайший и священный интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов». Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определенное ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения. В отличие от прочих регулятивных систем, действующих в обществе /например, право, которое опирается на силу конституционного закона/, мораль опирается на неофициальные санкции /общественное мнение, индивидуальные оценки/. Но какими бы глубокими общественными потребностями на порождались мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счете она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры. В сферу нравственной культуры личности входят: а) нравственные чувства /стыд, сострадание, сочувствие, симпатии и антипатии и т.д./; б) нравственное сознание /совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности, посредством которых индивид оценивает свои и чужие поступки/; в) нравственные привычки / автоматические стереотипы, схемы поведения в знакомых для индивида ситуациях/; г) нравственные поступки/, т.е. действия, основанные на сознательном нравственном выборе и воли чсе6ловека, на нравственной инициативе. Другой важнейшей сферой духовной культуры является культура эстетическая. Само понятие ЭСТЕТИЧЕСКОЕ происходит от греческого слова «эстетикос», что значит чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Эстетическая ценность как основа эстетической культуры – это прежде красота. Любой предмет, существующий как единичный /конкретный/, имеет свое содержание, т.е. свой «родовой признак», который делает этот предмет отличным от другого. В то же время, это содержание определенным образом выражено. А способ выражения содержания есть форма . Так вот, наиболее совершенная выразительная форма того или иного предмета определяет его эстетические свойства, то что и принято называть красотой. В связи с этим возникает вопрос о пользе и целесообразности красоты. Чтобы показать целесообразность красоты возьмем элементарный пример. Красив ли автомобиль с обтекаемым кузовом? Очевидно, большинство ответят на этот вопрос утвердительно. Но эта обтекаемость не есть выражение «чистой красоты». Она необходима /целесообразна/ для автомобиля. Чем более обтекаем кузов, тем больше автомобиль экономичен: он тратит меньше горючего на каждый километр пути, ибо обтекаемость уменьшает сопротивление встречных потоков воздуха, а это увеличивает скорость. Кроме того, такой автомобиль более устойчив в движении, что тоже немаловажный полезный признак. Читать статью Общество как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил развития общества. Первейшей сферой эстетического воздействия на человека является природа. Вечная молодость природы, игра ее могучих сил, рождение и развитие все новых ее форм, разнообразие и красочность ландшафтов – все это волнует человека, захватывает его воображение, манит и увлекает, заставляет переживать все новые счастливые и радостные мгновения. Такие объективно присущие природе качества, как форма, цвет, порядок, ритм, симметрия в процессе их восприятия оцениваются человеком как эстетические. Но как не велика роль природы, человек осуществляет жизнь и деятельность в культурном слое, в мире, созданном им самим. Все предметы, являющиеся творением человека, помимо своего утилитарного /полезного/ назначения так или иначе несут в себе и «эстетический заряд». А проблемой эстетизации жизненной среды человека занимается особая дизайнерская деятельность. Дизайнер создает соответствующие наиболее выразительные формы, и природным ландшафтам /паркам, скверам/, и строительным сооружениям /зданиям, мостам, виадукам/, и интерьерам /служебным кабинетам, квартирам, а также цехам, лабораториям, больницам, библиотекам и т.д./, и предметам быта /одежде, ювелирным украшениям, посуде…/. Важнейшей составной частью дизайнерской деятельности является художественное конструирование, которое имеет своей целью создавать максимально удобные и столь же выразительные предметы массового назначения – автомобили, самолеты, телевизоры, холодильники, фотоаппараты и многое другое. Проектируя их, художник-конструктор использует различные средства изобразительности и выразительности, которые зависят как о назначения предмета, так и материала, который используется при его создании. Естественно, живя в мире предметов, а тем более предметов наиболее выразительных /красивых/, человек невольно воспитывает у себя эстетический вкус. И хороший эстетический вкус означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и красивого, потребность не только воспринимать, но и создавать красоту в производстве, в быту, в искусстве. Высшей формой эстетического освоения действительности является художественная культура или искусство, своеобразие которого прежде всего определяется ее предметом и особым способом отражения действительности. Предметом искусства выступает действительность, но взятая не сама по себе, а через отношение к ней человека, когда она пропущена через его переживания и его оценку. Поэтому основная ценность искусства – человек, его жизнь во всех формах ее проявления. Что дает нам основание назвать искусство ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕМ. И в этом смысле искусство выступает как своеобразный воспитатель, как учитель жизни. В то же время искусство есть ХУДОЖЕСТВЕННОЕ выражение действительности, т.е. оно осваивает мир в форме художественного образа, который является своеобразной «клеточкой искусства», а потому в этой «клеточке» заключены, все его противоречия, таинства и богатства. Само слово «образ» обозначает, что это некая копия, подобие, слепок какого-то предмета – оригинала. При этом образ может создаваться самым различным образом: фотография, рисунок, виртуальный образ на дисплее компьютера и т.д. Что касается художественного образа, то по своему содержанию он является специфическим для искусства способом воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме. Если обыденное и научное мышление выражает себя через понятия, которые общезначимы, то между предметом отображения /например, столом/ и понятием этого предмета /слово – стол/ нет дистанции: какова сущность предмета, таково и понятие этой сущности. Если я говорю – стол, то все окружающие понимают, что речь идет именно о данном предмете, а не о стуле, серванте и т.д. Искусство же не столько познает действительность, сколько воссоздает ее через сознание художника. Но в самой действительности искусства вообще нет, оно явление многовидовое, поэтому есть архитектура, скульптура, графика, живопись, художественная фотография, музыка, хореография /искусство танца/, художественная литература, театр, кинематограф. Каждый из этих видов искусства отличается своим способом отражения действительности /своей спецификой художественной образности/, то художник – кто осуществляет художественное творчество, кто создает произведение искусства /архитектор, скульптор, график, живописец, музыкант, танцор, актер, режиссер и т.д./. Художественно-образное выражение действительности создает особую художественную реальность, которая есть концепция жизни, но концепция условная. В художественной реальности существует своя логика, свои законы, отличные от логики объективной реальности. Так, в условном мире, созданном воображением художника, могут жить самостоятельной жизнью и нос майора Ковалева /повесть Н. Гоголя «Нос»/, и тень отца Гамлета /трагедия В. Шекспира «Гамлет»/, и белеющий в море парус /стихотворение М. Лермонтова «Парус»/, который «как мятежный ищет бури», и красный конь /картина Петрова-Водкина «Купание красного коня»/. Естественно, что в реальной жизни такого быть не может. Результатом деятельности художника является произведение искусства /скульптура, картина, рисунок, роман, поэма, симфония, песня, балет, спектакль, кинофильм и т.д./, которое есть художественная ценность . Но как любая ценность произведение искусства только тогда становится ценностью, когда оно оценивается. Иначе говоря, истинное /реальное/ существование произведение искусства – это его существования для его потребителя /читателя, слушателя, зрителя/. А само восприятие произведения искусства есть процесс, который обусловлен тремя факторами: объектом восприятия /произведением искусства, относящемуся к тому или иному виду, жанру, имеющему свое содержание и форму, несущему на себе отпечаток времени, когда оно было создано и индивидуальность художника, его создавшего/; ситуацией /временем, местом и условием восприятия произведения – одно дело воспринимать кинофильм в оборудованном и комфортабельном кинозале и другое – на экране черно-белого телевизора /и субъектом/ кто осуществляет восприятие художественного произведения/: уровнем его образованности в художественной сфере, степенью развития художественного вкуса, интересом и определенной системой установок на художественное восприятие. Оценка воспринимаемого произведения искусства как художественной ценности должна быть по своему содержанию также художественной, т.е. оценивать надо именно художественную значимость того, что воспринимается. По своей направленности художественная оценка – это оценка содержательного смысла произведения, осуществляемая через конкретно-чувственные элементы его художественной формы – изобразительной структуры, выражающей данное содержание. 4. Этническое разнообразие культур. Вкратце познакомившись в различными видами духовной культуры мы подошли еще к одному вопросу, который напрямую связан с многообразием культуры – это ее дифференциация по этническому признаку. Этнос /от греческого – племя, народность/ — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и общим психологическим складом /менталитетом/, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Отсюда – сколько существует в мире этносов /племен, народностей, наций/, столько существует и своеобразных культур. Когда мы говорим о той или иной этнической культуре, то главным /определяющим/ ее доминантой является менталитет /ментальность/. Ментальность – это глубинный уровень сознания того или иного народа, особая форма мышления, это совокупность способов ориентации в мире. Это образ мира, заданный языком, традициями, воспитанием. Это, наконец, особый образ жизни. Именно образ жизни выражает форму, способ активного присвоения индивидом общественных условий его жизни, иначе говоря, тех или иных культурных ценностей. Следовательно, менталитет того или иного этноса выступает как глубинная структура его культуры. Рассмотрев вопросы, связанные с общей характеристикой культуры и ее функционировании мы в дальнейшем будем вести разговор о духовной культуре России. Но при этом следует сделать оговорку. Россия – многоэтническое общество, на ее территории проживают более сотни народностей и наций. Но определяющим этносом России является русская нация. Следовательно, правильней было бы назвать наш предмет не «Духовная культура России» /что вынуждает нас говорить о культуре всех российских народов/, а «Русская духовная культура». Но, как говорится, что имеем, то имеем – название дисциплины пусть останется таким как есть, суть будет другая. Знакомство с русской духовной культурой мы будем поэтапно, т.е. в хронологической последовательности ее формирования и развития. Ибо, как сказал русский философ Н. Бердяев, «свободен духом тот, кто перестал ощущать историю как внешне навязанную, а начал ощущать историю как внутреннее событие в духовной действительности. Чувство истории – это ощущение себя в определенной культуре». 1. Что первоначально подразумевается под словом «культура»: А) способы обработки земли; Б) правила поведения в обществе; В) интеллектуальные достижения человечества; Г) создание искусственной природы? 2. Что такое культура как способ человеческой деятельности: А) «вторая природа»; Б) «очеловеченная природа»; В) среда обитания человека; Г) все вместе взятое? 3. Что прежде всего определяет культуру как меру саморазвития человека: А) возможность осуществлять творчество; Б) возможность удовлетворять свои потребности; В) овладение широкими и глубокими знаниями /эрудицией/? 4. По какому принципу /критерию/ определяют материальную и духовную культуру: А) ценностному /аксиологическому/; Б) этническому /национальному/; В) роду деятельности? 5. Какие взаимоотношения существуют между материальной и духовной культурой: А) материальная и духовная культура находятся между собой в диалектической связи; Б) между материальной и духовной культурой не существует связей, они существуют автономно друг от друга; В) между материальной и духовной культурой существуют глубокие качественные различия, поэтому не может существовать глубокие качественные различия, поэтому не может существовать никаких связей? 6. Чем обусловлено многообразие духовной культуры: А) разнообразием самой действительности; Б) той или иной духовной потребностью человека и способом ее удовлетворения? 7. Что определяет специфику нравственной культуры как регулятора человеческих отношений: In this article: В тренде Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»