Психология и отношения Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенцииматериал на тему Bywebexperience Published 06.11.2024 Содержание Портфолио, как средство профессионального самосовершенствования педагога Теоретические основы создания портфолио. Цели и актуальность его создания. Требования к оформлению портфолио, его структуре, алгоритм работы над ним. Методические рекомендации по созданию портфолио педагога в рамках его профессионального становления. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции материал на тему По теме: методические разработки, презентации и конспекты Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования. Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития. Презентация «Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции» Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности Просмотр содержимого документа «Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности» Похожие записи: Портфолио, как средство профессионального самосовершенствования педагога Теоретические основы создания портфолио. Цели и актуальность его создания. Требования к оформлению портфолио, его структуре, алгоритм работы над ним. Методические рекомендации по созданию портфолио педагога в рамках его профессионального становления. Рубрика Педагогика Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 07.11.2016 Размер файла 77,9 K Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ “ПОРТФОЛИО, КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА» Содержание Глава 1. Теоретические основы создания портфолио 1.1 Актуальность создания портфолио 1.2 Цели, задачи, предмет создания портфолио 1.3 Ученые, работающие в области создания портфолио 1.4 Противоречия по созданию портфолио 1.5 Что содержит работа (требования к оформлению портфолио, структура портфолио, алгоритм работы над портфолио) Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию портфолио 2.1 Методики самообследования Введение портфолио педагог профессиональный оформление В настоящее время Россия переживает эпоху перемен в различных областях, так же и сфере образования. Стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразователь-ного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием не только несколько стран, но и даже целые континенты. Одним из направлений модернизации является необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику. Такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный учитель, ориентированный на гуманистические ценности. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий и другие нововведения значительно повысили требования к профессиональной компетентности учителя, уровень которой отражает соответствующая квалификационная категория, присвоенная в процессе аттестации. К числу дополнительных инновационных изменений относится портфель индивидуальных достижений — «портфолио», который нужен не только учащимся, но и учителю для оценки своей работы. Одной из форм аттестации педагогов является научно-методическое портфолио. Портфолио, в отличие от традиционных контрольно-оценочных средств, содержит более объективные данные, показывающие всестороннюю деятельность учителя: занятия на курсах, участие в социальной практике, в различных мероприятиях и т.д. Актуальность портфолио обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способности. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования и профессиональному становлению педагога, является портфолио. Современная ситуация образования, его модернизация не могут протекать без сопутствующего анализа результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда учителя, что в значительной мере повышает роль аттестации. Аттестация является одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на реализацию его творческого потенциала. Общее среднее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет её в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. В Федеральной целевой программе развития образования на одним из основных направлений реализации программных мероприятий по решению стратегических задач развития системы обеспечения качества образования называется создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность. В этой связи значительной становится оценочная функция учителя. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развития вновь обращают внимание ученых и педагогов-практиков на эту проблему. Становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Одной из альтернативных форм оценивания, отвечающей этим требованиям, является портфолио. Идея применения портфолио возникла в 80-х годах в США в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А. Манро). Дальнейшее развитие системы портфолио выявило новые его возможности. Т. М. Кьюз (1997), профессор университета Южной Каролины, представил глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Портфолио стал популярной идеей в Европе и Японии. Согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы (постановление правительства РФ от 29.12.2014 г.) одним из направлений развития обеспечения качества образовательных услуг является совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров. В современных условиях очень важным является применение новых технологий в системе аттестации преподавателей. Так, например, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Эти слова, сказанные в адрес нынешних выпускников школ, в полной мере относятся и к современному учителю. В этом же документе раскрывается понятие «новые учителя»: «Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего». В работах В.Н. Аверкина, Е.Е. Вендрова, В.Р. Веснина, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и др. раскрываются сущность и принципы современного образовательного менеджмента, определяющие ценностные ориентации в аттестации учителя. Психолого-гуманистический аспект процесса становления личности исследуется в работах зарубежных (А. Маслоу, Л.К. Роджерс, Э. Фромм и др.) и отечественных (Б.Г. Ананьев, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, В.И. Слободчиков и др.) психологов и педагогов (С.Г. Вершловский, С.Б. Елканов, Э.Ф. Зеер, К.М. Левитан, О.Л. Подлиняев и др.). Заслуживает внимания разработка новых подходов к проблеме становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности и саморазвития, рассматриваемые в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Бондаревской. В связи с актуальностью данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции», целью которого явилось: теоретическое и практическое обоснование портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции. Объект исследования: процесс развития профессиональной компе-тенции педагога. Предмет исследования: портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции. Гипотеза исследования заключается в том, что, портфолио, которое является оценкой результатов деятельности педагога, позволяет поднять уровень развития профессиональной компетенции педагога. В связи с объектом, предметом и целью исследования были определены его задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические и научные источники по проблеме исследования. 2. Проанализировать теоретические основы создания портфолио. 3. Обосновать портфолио педагога. 4. Разработать методические рекомендации по созданию портфолио педагога в рамках его профессионального становления. Реализация вышеобозначенных задач предусматривала использование следующих методов исследования: — теоретические — анализ, синтез, обобщение, моделирование; — эмпирические — наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование; — проксиметрические — изучение передового педагогического опыта. Практическая значимость исследования: разработка и внедрение модели портфолио учителя в научно-методическую работу школы. Глава 1. Теоретические основы создания портфолио 1.1Актуальность создания портфолио Известно, что как само слово Портфолио, так и основная идея собрания работ, не изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом портфолио называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. Поэтому как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио используется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. [6] Идея применения портфолио в школе происходит из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-х, начале 90-х годов начался настоящий бум. Кроме Соединенных Штатов и Канады идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии. Ее называют одним их 3 основных трендов (curricularen “Toptrends”) современного образования. [16] До сих пор ни в англо-американской, ни в франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, портфолио не представляет собой какого-то четкого концепта. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чем собственно идет речь. Понимание и учет этого факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников. Сегодня в мире в целом, и в России в частности, растет понимание того, что показателем высоких образовательных достижений на всех ступенях образования является не репродукция информации, полученной в образовательном учреждении, а те умения и навыки, которые необходимы учащимся для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после его окончания Актуальной становится задача поиска таких средств, которые позволят оценить способности учеников выполнять задания в реальной ситуации, самостоятельно находить информацию и получать необходимые знания, решать проблемы, что создает для них основания быть эффективными в любой деятельности Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут состояться без изменений в деятельности учителя. Одной из основных задач, стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, — это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к деятельности педагога невозможно достичь поставленных образовательных целей. Эти изменения затрагивают как содержание, технологии, методы, средства обучения, так и ценностные ориентации педагога. [5] Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность (компетентностный подход), ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике. Новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта — различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п. Изменения, осуществляемые в системе образования, вызвали необходимость в изменении средств оценивания учащегося, что в свою очередь является толчком для изменения в средствах оценивания учителя. Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России. Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок. Портфолио учителя — это: 1) средство мониторинга профессионального роста учителя, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности; 2) коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса. Портфолио учителя позволяет пополнять школьный банк данных об эффективности профессиональной деятельности педагогов и ее связи с повышением квалификации. [6] Современный учитель — учитель, владеющий навыками информационных технологий. Поэтому и портфолио, созданный средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития учителя. Электронный портфолио помогает строить различные визуализации: сводные таблицы, деревья, диаграммы, графики, создавать презентации и т. д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяющая реализовать связи между компонентами модели портфолио, наиболее наглядна в виде перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Профессиональное становление учителя невозможно без определённых усилий и умений в деятельности руководителя, направленных на обеспечение условий и помощи учителям, развитие их профессионально — личностной мотивации. В рамках решения исследовательской задачи выявлено, что смысл управленческого воздействия лежит в плоскости комплексного подхода, при котором без обеспечения мотивации труда, завоевания авторитета и доверия руководителем, постановки целей, объяснения смысла работы, постоянного обучения и стимулирования кадров, обучающего анализа реального положения дел профессиональное становление учителя не только не будет успешным, но и будет затруднено. Следовательно, развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения является важным условием профессионального становления учителя, которое поддаётся регулированию в муниципальном образовательном пространстве. [18] В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, нами рассматривается использование портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения. В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую. Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений учителя муниципальной общественностью. Портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени. Основной смысл — “показать всё, на что ты способен”. Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. [16] Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит · реально представить результаты своего труда; · увидеть свои резервы; · иметь стимул к самосовершенствованию; · освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика. · осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов; · способствовать развитию профессиональной карьеры педагога; · развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов; · поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию. Варианты использования портфолио: · как инструмент при обсуждении результатов деятельности; · как возможность рефлексии собственной работы; · как документ, в котором отражено развитие учителя. 1. Повышение качества школьного образования. 2. Позитивная динамика в изменениях отношений “учитель-ученик-родители”. 3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива. 4. Повышение профессионального уровня учителей. 5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям. 1.2Цели, задачи, предмет создания портфолио В определении понятия, функций и разновидностей портфолио нет унифицированного подхода, поэтому можно рассмотреть несколько позиций. Портфолио — это целенаправленное собрание работ, которые показывают усилия учащегося, его развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана [21]. Так определяют данное понятие Федотова Е.Е., Новикова Т.Г и Прутченков А.С. в обзоре зарубежного опыты использования портфолио. Там же они рассматривают типы портфолио, наиболее часто цитируемые в зарубежной педагогической литературе [21]: 1) Портфолио документации. 2) Портфолио процесса. 3) Портфолио показателей. 4) Оценочный портфель. Функции портфолио состоят в том, чтобы: · отслеживать ход процесса учения и, на основе учета текущих достижений, корректировать этот процесс применительно к каждому учащемуся; · поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, подсказывать пути повышения уровня образованности; · формировать и организационно упорядочивать учебные умения и навыки: ставить цели, составлять и претворять в жизнь личный план академических достижений; · обеспечивать адекватность самооценки школьников в их притязаниях на занятие конкурсных учебных мест; · составлять общую рейтинговую оценку учащихся при распределении их по профилям обучения; · оценивать эффективность алгоритмизированных средств обучения, представленных документально в виде результатов экзаменов, уровня информированности по отдельным вопросам, конкретных умений (например, анализа текста); Читать статью Лучшие книги для саморазвития, которые должен прочитать каждый человек · получать регулярный отчет о значимых образовательных результатах выпускников школ и их динамике по годам. [14] Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, — и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Важная цель портфолио — представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Цельпортфолио: · Анализ и представление значимых профессиональных результатов, достигнутых педагогом в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности. · Обеспечение мониторинга профессионального роста педагогического работника. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: · поддерживать и стимулировать высокую мотивацию; · поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; · развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; · формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; · содействовать индивидуализации (персонализации) образования; · формировать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде; · закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного педагога, отвечающей задачам предпрофильной подготовки. Введение портфолио может повысить образовательную активность, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения более достоверным и ответственным. Портфолио также решает важные педагогические задачи, возникающие в новой образовательной ситуации поощряет активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формирует умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, содействует индивидуализации образования. [25] Основными задачами ведения портфолио педагогическим работником образовательной организации являются: · обобщение и систематизация передового педагогического опыта; · рефлексия педагогическим работником собственной педагогической деятельности; · выявление уровня профессионализма педагогического работника учреждения; · определение направлений и путей профессионального роста и развития педагогического работника учреждения · справедливая и объективная оценка деятельности педагогического работника учреждения всеми категориями участников образовательного процесса: администрацией учреждения, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями (законными представителями); · общественное признание достижений педагогического работника учреждения. Накопление информации, необходимой для: · установления квалификационной категории педагогическому работнику · объявления поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года · своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога. Технология портфолио позволяет: · реально представить результаты своего труда; · увидеть свои резервы; · иметь стимул к самосовершенствованию; · освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика. Принципами формирования портфолио выступают: — системность и регулярность самомониторинга; — достоверность и объективность представленных материалов; — нацеленность на самосовершенствование; — структурированность материалов, логичность и лаконичность письменных пояснений; — целостность, тематическая завершенность представленных материалов; — наглядность представления результатов работы; — технологичность формирования портфолио; Педагогическая философия портфолио предполагает перенос акцентов с оценки на самооценку, а также интеграцию количественных и качественных оценок. [16] При разработке и реализации портфолио необходимо учитывать следующие идеи: — качественное образование — не то, что человеку дают (образовательная услуга), а то, что он берет в соответствии со своими склонностями и способностями без ущерба для здоровья (ценности, личностные смыслы, компетентность, нравственность, культура); — существующие подходы к оцениванию достижений не дают возможности реализовать важнейший гуманистический принцип — сравнение динамики развития человека не с усредненными нормами, а с самим собой; — оценка эффективности любой образовательной системы может осуществляться при сопоставлении начального уровня (образованности) педагогов (воспитанников) и достигнутых результатов; — формированию самооценки педагогов, ответственному выбору и принятию решений способствуют создаваемые специально управленческие механизмы, инструменты и средства, — эффективность портфолио зависит от сохранения баланса между открытостью и доступностью персонифицированной информации для определенного круга лиц и конфиденциальностью педагогической информации, — в рамках гуманистической парадигмы принципиальным является предотвращение использования накопляемой информации в целях унижения человеческого достоинства, приклеивания ярлыков, манипулирования людьми, в корыстных целях. Принципы разработки портфолио: 1. Компетентностный подход (оценка по результатам работы педагога). 2. Комплексность (разносторонняя оценка деятельности при помощи различных форм представления результатов деятельности — документы, собственные работы, экспертные заключения и отзывы партнёров). 3. Достоверность (соответствие материалов, представляемых на экспертизу, истинному состоянию дел). 4. Преемственность (представленные материалы должны отражать динамику расширение сферы педагога деятельности, его профессионально-педагогическое развитие). 5. Оптимальность (разработка портфолио не является самоцелью, должна способствовать совершенствованию его основной деятельности) Предметом портфолио выступает 1. Оперативность (своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию деятельности, на основе анализа и самоанализа портфолио). 2. Полифункциональность (собранные документы, материалы, отзывы используются педагогом и административными управленческими командами многократно для решения разных задач). 3. Сочетание открытости и конфиденциальности (представленные данные являются открытыми для потребителей образовательных услуг и общества в целом, практикуется публичная презентация и защита портфолио; вместе с тем, гарантируется сохранение авторских прав педагогов). 4. Корпоративность (все члены педагогического коллектива способствуют достижению лучших результатов работы педагога). 1.3Ученые, работающие в области создания портфолио В зарубежной практике успешно реализуются различные модели портфолио на различных этапах обучения: от начальной до высшей школы. Причём диапазон его применения постоянно расширяется. Всё новые страны включают портфолио в свои образовательные системы [24] и начинают использовать на всех уровнях образования. Портфолио применяется в профильной школе и в качестве альтернативы итогового тестирования и других экзаменационных процедур «портфолио выпускника» («портфолио подготовленности»), и для представления выпускников школы представителям высшей школы и рынка труда — «портфолио резюме» [14]. Активно распространяются модели, ориентированные на новые образовательные цели — «паспорт компетенций и квалификаций» [23]. Эта тенденция закономерна в ситуации принятого в современном образовании компетентностного подхода, который изменяет целеполагание обучения и оценивания, делает их направленными на достижение результатов. [14]. Другое характерное явление, лежащее в русле Болонского процесса, — новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий — «электронный портфолио», а также создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио» [23]. Исследованию опыта использования портфолио за рубежом посвящен ряд работ Т.Г. Новиковой и Е.Е. Федотовой [24]. До сих пор ни в англо-американской, ни во франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио. В значительной степени исследование опирается на теоретические разработки систем оценивания результатов обучения в контексте приоритетных направлений обеспечения качества образования (Т.И. Шамова, В.А. Кальней, С.Е. Шишов), теоретические основы и методы управления школой (В. Лазарев, П. Третьяков, Ю. Конаржевский, Ю. Бродский, М. Поташник); методологию исследовательской деятельности (Ю. Бродский, Т. Шамова, В. Загвязинский); технологию моделирования образовательного процесса (П. Пидкасистый, Г. Селевко); системный и деятельностный подходы в педагогике (В. Афанасьев, В. Давыдов); исследования в области личностно-ориентированного обучения (И. Якиманская); исследования, посвященные актуальным проблемам образования (А. Белкин, М. Поташник, Н.Вербицкая); теорию развивающего обучения (Л. Выготский, Ю. Бабанский). В зарубежной школе портфолио рассматривают как вид так называемого “аутентичного оценивания”, которое выявляет уровни сформированности компетентностей. В зарубежной педагогической практике разработан ряд моделей портфолио, из которых чаще всего используются: Портфолио документации (“рабочий” портфолио) — представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода обучения; показывает развитие и рост в обучении учащегося. [23] Портфолио процесса — показывает, как развивались умения и навыки школьника; полезен при изучении документации полного процесса обучения. Портфолио показательный — используется для “суммирования” мастерства по определенным пунктам учебного плана; обязательно содержит письменный анализ. Оценочный портфолио — непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения. Портфолио, используемое в сфере образования, исследуется как средство контроля в работе И.А. Кныш, И.П. Пастуховой [1]; как средство мониторинга индивидуальных достижений и как альтернативная технология отслеживания результатов обучения в работах Т.Г. Новиковой, М.А. Пинской, А.С. Прутченкова [22] и др. Портфолио изучалось и как средство самоконтроля и самооценки студента, а также выявления его резервных возможностей [25]. И.А. Матвеевой предложена системная оценка качества образования применительно к средней школе на основе модели «портфолио-процесса», включающей три вида портфолио: портфолио учителя, портфолио ученика и портфолио школы [6]. По мнению Калмыковой И.Р. портфолио учителя — это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. По мнению Чошанова М.А. портфолио — это пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума. По мнению Кузнецова А.А. — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности. По мнению Красильниковой В.А. и Запорожко В.В. электронное портфолио учителя представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т.д. [12] Электронное портфолио — это целостность, представляющая собой совокупность различных отделов и разнообразных работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А. Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С.М. Глезер, С.Б. Браун), Нью-Гемпшир (Д.Х. Грейвес, Б.С. Сунстейн). Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В последние годы интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. М.А. Чошанов предлагает портфолио как «альтернативную систему оценки».[15] В 1997 году Т.М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу «Мера для меры», в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Книга являлась результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио. В свою очередь, портфолио учителя — это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника. Поисковый сервис в Интернете дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио. Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере. Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации обучаемых, исследовательские и творческие работы. [15] 1.4Противоречия по созданию портфолио Противоречия при создании портфолио состоит, между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения и готовностью и умением реализовать эти цели. Разработана модель портфолио, соответствующая специфике профильного обучения (включая этап предпрофильной подготовки) и разрешающая противоречия, возникающие в традиционной системе оценивания, которая а) отражает процесс профильного обучения и индивидуальную образовательную траекторию ученика, б) фиксирует разноплановые учебные достижения учащегося, как в школе, так и в образовательном пространстве муниципальной сети и т д., в) обеспечивает возможность рефлексии и самооценивания. [4] Можно выделить следующие противоречия, возникающие сегодня при оценивании профессиональных достижений специалистов УДОД, качества результатов профессиональной деятельности: ·между ценностями гуманистической парадигмы образования и формальным подходом к оцениванию качества профессиональной деятельности педагога дополнительного образования; · между устаревшей системой оценки профессиональной деятельности сотрудников УДОД и современными требованиями к системе образования и качеству предоставляемых образовательных услуг; · между необходимостью нововведений в кадровую работу УДОД и отсутствием адекватных форм работы с персоналом. Вместе с тем, очевидными стали проблемы, которые необходимо учесть при создании и внедрении портфолио: · отсутствие системности и комплексного подхода к работе с персоналом, к оценке профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования; · недостаточная разработанность системы оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования и стимулирования творческого роста педагогов, особенно при подготовке к аттестации; · несформированность активной рефлексивной позиции ряда педагогов в самооценке профессиональной деятельности, выстраивании деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения. Вышеназванные противоречия и проблемы обусловливают необходимость и возможность широкого внедрения портфолио как формы аутентичного оценивания профессиональных достижений специалистов, качества результатов профессиональной деятельности. Предпосылками создания портфолио являются: — концепция модернизации и развития российского образования «для экономики, основанной на знаниях»; — внедрение новых подходов к управлению персоналом и методов работы с людьми, способствующих реализации их творческого потенциала; — изменение объекта управления: объектом становится удовлетворение потребностей образовательного учреждения в сотрудниках, обладающих высокой квалификацией и отвечающих требованиям современного образования. 1.5Что содержит работа (требования к оформлению портфолио, структура портфолио, алгоритм работы над портфолио) В состав портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти: — общие сведения об учителе; — проверочные (контрольные, «срезовые») работы учащихся; — внеурочная деятельность по предмету; — отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта; — проекты и творческие работы учащихся; — аудио — и видеоматериалы, фотографии и т.д. Камзеева Е.Е. предлагает следующую структуру электронного портфолио учителя. — стаж (общий и педагогический); — сведения о повышении квалификации. — интересные разработки уроков; — разработки отдельных тем, тестов и контрольных работ; Работа с учащимися: — научно-исследовательская работа учащихся; — участие в конкурсах, олимпиадах; — разработки и сценарии внеклассных мероприятий; — интересные работы учащихся. — участие в работе МО, семинарах; — участие в работах округа, города; — участие в экспериментальной работе. — победители олимпиад и конкурсов; — творческие работы учителя. Калмыкова И.Р. предлагает некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя. В структуру портфолио входят такие компоненты, как: Портфолио документов содержит в себе информацию об авторе, о результатах его деятельности и об особенностях личности автора портфолио. Портфолио работ включает в себя материалы, отражающие основные направления и виды деятельности: описание основных форм и направлений творческой активности, разработки педагога. Здесь важно продемонстрировать полноту, разнообразие и убедительность материалов, отражающие основные направления и виды деятельности, качество представленных работ. Портфолио отзывов состоит из характеристик отношения учителя к различным видам деятельности: заключения, рецензии, рекомендательные письма, резюме, отзыв о работе в творческом коллективе. По Калмыковой И.Р. существует две функции портфолио: накопительная и модельная. Накопительная функция — это набор теоретических документов и набор рабочих материалов. Теоретические документы — это: — грамоты и сертификаты; — документы, подтверждающие повышение квалификации; — банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций. Рабочие материалы — это: — рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов; — авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения; — опорные конспекты уроков; — конспекты открытых уроков и мастер — классов; — тексты тестовых заданий: контрольных, лабораторных или практических работ; — дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и т.д. Модельная функция отражает динамику развития учителя; показывает результаты самореализации; демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя; помогает спланировать деятельность учителя. При создании и наполнении электронного портфолио от учителя требуются умения конструировать, моделировать и проектировать свою профессиональную деятельность, учитывая требования, предъявляемые к разработке программно-методических комплексов. Книга Т.М. Кьюз «Мера для меры» стала результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио. Опыт позволил автору говорить о разных типах портфолио в зависимости от его целенаправленности: «Демонстрационный портфолио» — служит для итоговой оценки знаний по определённой теме и является собранием работ разного характера; «Портфолио роста» — призван показать не столько конечный результат, сколько процесс его достижения; «Инструментарный портфолио» — в нём чётко и доступно должен излагаться материал, сопровождающийся наличием интересных примеров и тренировочных заданий. Портфолио отвечает интересам учителя школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу, одним из центральных документов, отражающих формы получения образования и самообразования учителей. Опыт использования различных моделей портфолио позволяет сделать следующие рекомендации. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на основные его типы: Раздел 1. «Общие сведения об учителе» (этот раздел позволяет судить о личностном и профессиональном развитии педагога). В этом разделе фиксируются: · фамилия, имя, отчество, год рождения; · образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому); · трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; · повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); · индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет цели и задачи своего профессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2 — 3 года (цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с профессиональными стандартами преподавания предмета, успеваемостью учеников, стратегическим планом школы); Читать статью САМОРАЗВИТИЕ, СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ И ВЫСШАЯ СПОСОБНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» · копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; · правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; · дипломы различных конкурсов; · другие документы по усмотрению аттестуемого. Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» (динамика учебных достижений за 3 года, в т.ч. ЕГЭ, в виде схем, графиков и таблиц) В этот раздел помещаются материалы, характеризующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по преподаваемым учителем предметам, сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании: · контрольных срезов знаний; · результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся; · поступления выпускников в вузы на бюджетной основе; · данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности; · участия воспитанников в школьных, районных, городских, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах; Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» (использование современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе) В этот раздел входят: v материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно — методической литературы; v материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий; v материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; v материалы по использованию информационно — коммуникационных технологий в образовательном процессе, v методические технологии обучения детей с проблемами развития; v материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями; v отчетные материалы по: ь участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; ь участию в методических и предметных неделях; ь организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер — классов и т.п.; ь проведению научных исследований; ь разработке авторских программ; ь написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; ь подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи. Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» В этот раздел входят: · список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; · список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; · сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); · программы кружков и факультативов; Раздел 5. «Учебно-материальная база» (вклад учителя в методическое оснащение своего кабинета) В этот раздел помещается паспорт учебного кабинета: Ш наличие словарей и другой справочной литературы по предмету; Ш наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); Ш наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; Ш измерители качества обученности учащихся; Ш наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор, компьютер и компьютерные средств обучения, аудио и видеопособия); Ш информация о регулярно используемых технических средствах обучения; Ш использование дидактических материалов, сборников задач, упражнений, примерных рефератов и сочинений и т.п., материалов по подготовке к ЕГЭ; Ш другие документы по желанию учителя. Раздел 6. «Работа учителя как классного руководителя» В этот раздел входят: · анализ успеваемости и качества знаний учащихся класса; · сведения о сохранении контингента обучающихся в классе; · информация о правонарушениях; · сведения о работе с родителями; · разработки классных часов и родительских собраний [6]. Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности» Раздел 8. «Отзывы» — отзывы учеников, коллег, администрации, родителей. 2. Оформление Портфолио Портфолио учителя оформляется самим учителем в папке — накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться (кроме грамот, благодарностей). 3. Оценка портфолио Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления. При оценке рассматриваются все материалы портфолио с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников, на повышение квалификации учителя [15]. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию портфолио 2.1 Методики самообследования С целью выявления особенностей профессионального становления учителя в муниципальном образовательном пространстве проведена опытно-экспериментальная работа. В экспериментальную работу были вовлечены 10 педагогических работников. Целью констатирующего эксперимента являлось выявление степени удовлетворённости педагогов своим трудом, влияния на продуктивность труда учителя социальных, психологических и материальных факторов; выяснение проблем, вызывающих наибольшие затруднения в деятельности учителя, а также уровней оценивания труда учителя руководством школы. Проанализировав ответы респондентов, мы выявили, что 70% показателей удовлетворённости своим трудом учителя соотносят с непосредственным участием руководителя в собственном профессиональном становлении. Полученные данные позволяют спроектировать направленность управленческой деятельности с целью создания комфортных условий труда педагога, сопряжённых с наличием возможностей для его профессионального роста, участия в жизни коллектива, взаимодействия с муниципальной педагогической общественностью; регулированием вопросов материального и морального стимулирования (премии, единовременные выплаты, систематизация и обобщение опыта, свидетельствующего о его карьерном росте); перспективой карьерного роста. В рамках эксперимента проведена диагностическая работа: оценка педагогами состояния управления процессом собственного профессионального становления. Исследование выявленных предпочтений формы аттестации как фактора профессионального становления учителя показало, что 47% отмечают как наиболее значимые аттестационные курсы; 53 % аттестующихся отдают предпочтение презентации методического портфолио как форме собственного повышения квалификации, поскольку подготовка к представлению опыта побуждает к теоретическому обоснованию на основе психолого-педагогической литературы; стимулирует работу по систематизации аттестационного материала. Задачей формирующего этапа эксперимента являлось опытное подтверждение выявленных педагогических условий, которые будут удовлетворять потребности учителя и обеспечивать процесс его профессионального становления. В ходе формирующего этапа эксперимента разработано и используется в работе учителя портфолио, как средство накопления, систематизации, документального подтверждения и демонстрации собственных достижений педагога руководителям, коллегам, родительской и муниципальной общественности. Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции материал на тему Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции. Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.). Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: Работа в методических объединениях, творческих группах; Исследовательская, экспериментальная деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях; Обобщение собственного педагогического опыта; Использование ИКТ. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка. Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе. Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций учителя является «Портфолио». Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам. Основание для аттестации педагогического работника. Портфолио — предмет экспертизы при аттестации педагогического работника; Основание для отнесения педагогического работника к той или иной педагогической квалификационной категории. Основание для назначения стимулирующих выплат Основание для назначения денежного вознаграждения Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений. Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения. Структура портфолио. Раздел 1. «Общие сведения об учителе». В этом разделе фиксируются: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» В этот раздел помещаются : материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: контрольных срезов знаний; участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах; результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличия медалистов; поступления выпускников в вузы на бюджетной основе. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» В этот раздел входят: материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы; материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий; материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; методические технологии обучения детей с проблемами развития; материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром, ВУЗами и другими учреждениями; отчетные материалы по: участию в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; участию в методических и предметных неделях; организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; проведению научных исследований; разработке авторских программ; написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи. Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» В этот раздел входят: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); программы кружков и факультативов; другие документы. Раздел 5. «Учебно-материальная база» В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): наличие словарей и другой справочной литературы по предмету; наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие документы по желанию учителя. Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации. 6. Выполнение функции классного руговодителя. Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности. Работа с родителями ( тематика родительских собраний, подборка советов) для родителей) Достижения классного коллектива Личный план профессионального самообразования Отзыв педагогического коллектива о работе учителя 1. Подготовка портфолио При подготовке портфолио практикующий учитель составляет индивидуальный план профессионального развития, в котором определяет: цели и задачи своего профессионального роста, умения, которые ему необходимо приобрести, тренинги и курсы, которые он собирается пройти в ближайшие 2-3 года. Цели и задачи профессионального развития учителя должны соотноситься с тремя вещами: профессиональными стандартами преподавания предмета успеваемостью учеников стратегическим планом школы 3. Оценка портфолио При оценке портфолио рассматриваются следующие показатели : Профессиональные навыки, знания, обязанности учителя – обязательно Достижения учащихся – как правило Общие результаты школы при аттестации – возможно Профессиональные достижения учителя, вновь приобретённые умения рассматриваются с точки зрения того, как они повлияли на результаты учеников. В портфолио учитель представляет различные свидетельства своего профессионального роста: педагогическая концепция; награды и сертификаты; тренинги и курсы; публикации; авторские либо коллективные программы; проекты и исследования; планы уроков; примеры заданий; достижения учеников; отзывы и оценки учеников, коллег, администрации Этот набор материалов отличается тем, что на первое место выступает осмысление учителем своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и в целом его рефлексивная позиция. Критерии оценки составляющих портфолио учителя: позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года; позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам; позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя; использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе; обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.); участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах; повышение квалификации и профессиональная переподготовка. 4. Представление информации в портфолио Для того чтобы всё разнообразие материалов было представлено, с одной стороны полно и объёмно, а с другой, структурировано и легко доступно для рассмотрения целесообразно выделить четыре раздела портфолио учителя: Документы, которые подтверждают те или иные достижения педагога; Работы, которые демонстрируют продукты его преподавательской деятельности и учебной деятельности учеников; Отзывы, которые презентуют результаты внешнего и самооценивания; Планы – раздел, представляющий план индивидуального профессионального развития (повышения квалификации), построенный педагогом, этапы его выполнения и формы реализации в педагогической деятельности. Примерный перечень документов для включения в портфолио: Авторская программа изучения предмета или темы (с приложениями). Авторская концепция усовершенствования государственной программы. Авторская дидактическая система. Концептуальная модель воспитательного пространства класса. Программа экспериментальной работы. План реализации эксперимента (по годам или этапам). Краткое описание используемых методов исследования. Методические разработки тем. Планы уроков (выборочно) Письменный самоанализ уроков, внеклассных мероприятий и эффективности используемых методов Тематика творческих работ для выбора учащихся Тематика проектов Образцы тестов, контрольных работ, олимпиадных заданий (авторские) Инновационные проекты (с указанием соавторов) Документы, подтверждающие учебные и творческие достижения учащихся Сравнительные таблицы обученности и воспитанности учащихся Аналитические записки и справки по итогам экспериментальной работы Дневники и таблицы здоровья учащихся экспериментальных классов Планы и сценарии внеклассных мероприятий по предмету Творческие отчёты. Доклады. Статьи Рекомендации учащимся и родителям Анкеты и их анализ Аннотированный список прочитанной литературы План самообразования Другие материалы и документы, подтверждающие эффективность процесса и результатов экспериментальной работы По теме: методические разработки, презентации и конспекты Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро. Читать статью С чего начать саморазвитие: пошаговый план женщине и девушке ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО — определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр. Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования. В статье проанализирована деятельность по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении. Материал может быть интересен начинающим упра. Портфолио педагога как средство повышения профессиональной компетентности Развитие профессиональной компетентности – это формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, развитие творческой индивидуальности, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с. Портфолио педагога как средство рефлексии и самооценки профессионального развития. В статье ставится цель посмотреть на портфолио педагога с точки зрения образовательной технологии, в рамках формирующего оценивания. Что же считают учителя своими основными профессиональными достижени. Презентация «Через самообразование педагога к повышению его профессиональной компетенции» Презентация знакомит с этапами работы над темой по самообразованию, даются практические советы по формулированию темы по самообразованию и т.д. Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Показателем роста профессиональной компетентности учителя является портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознаётся необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, так как здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Просмотр содержимого документа«Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности» муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д.Стрельская Опаринского района Кировской области Работу выполнила учитель биологии МКОУ ООШ д.Стрельская Ноговицына Оксана Александровна д.Стрельская, 2017 год СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема работы Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности Ноговицына Оксана Александровна, учитель биологии МКОУ ООШ д.Стрельская Опаринского района Кировской области Пед.стаж — 22 года E-mailпедагога Краткая аннотация работы Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Показателем роста профессиональной компетентности учителя является портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Где был обобщён опыт с данной темой? Выступление с данной темой на заседании школьного методического объединения учителей-предметников Итак, месье, на Вас досье. Хотите что-то скрыть? Вот документ. И в нём всё ясно… Общее образование является основным приоритетным направлением в образовательной политике страны, а педагог — один из тех, кто претворяет ее в жизнь. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающем, обладающим современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать свой конечный результат. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры. Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога». Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьного методического объединения, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой. Проблема заключается в том, что несмотря на признание роли портфолио в оказании помощи учителям активизировать свою работу, недостаточно методических разработок по созданию портфолио. Актуальность проблемы исследования обусловлена задачами улучшения качества подготовки и переподготовки учительских кадров. Новизна и практическая значимость заключается в том, что портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной. На современном этапе российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием профессионального роста учителя. Портфолио учителя как показатель роста профессиональной компетентности учителя Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Показателем роста профессиональной компетентности учителя является портфолио. Существует множество определений «портфолио». Например, портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, т. е. предназначенный для оценивания своего профессионализма. Под портфолио учителя обычно понимается собрание свидетельства, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в его профессиональной педагогической деятельности. Портфолио является методом «аутентичного оценивания», т.е. правдивого, объективного оценивания реальных достижений. Основное преимущество метода портфолио заключается в том, что он является многофукциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV–XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента. Идея использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ века в Соединенных Штатах Америки. В конце ХХ и начале ХХI веков эта идея становится популярной во всем мире, в том числе и у нас, в России. В переводе с французского это слово обозначает «излагать», «формулировать», «нести», а также «лист», «страница», «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов) Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. Портфолио даёт объективную информацию об учительских профессиональных достижениях, о реальном качестве работы педагога, фиксирует динамику изменения качества профессиональной деятельности, а также понятен не только специалистам, но и гражданам. Цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Задачи портфолио:(Прил.слайд 1) формирование профессиональных характеристик педагога, развитие профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций, повышение результативности и эффективности профессиональной педагогической и управленческой деятельности, содействие профессиональному росту педагогов. Функции портфолио: Накопительная (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.); набор рабочих материалов (конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.) отражает динамику развития учителя; показывает результаты самообразования; демонстрирует стиль преподавания; позволяет проводить рефлексию; помогает спланировать деятельность Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. Практическая значимость: Для учителя Для администрации повышение профессионального мастерства (качество); реальное представление о результатах деятельности и резервах; основание для аттестации; основа для участия в конкурсных и грантовых программах; предъявление результатов социуму через систематизацию наработок лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ; расширение методического диапазона ОУ; основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения; мониторинг эффективности работы учителя; объективность системы оценивания успешности учителя; интеграция количественной и качественной оценок Принципы работы — Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним; — Аккуратность и эстетичность оформления; — Наглядность результатов работы; Формы предъявления 20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования. Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ: современность, оперативность, функциональность, т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять, эффективность. Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя. Портфолио– это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях, а также в электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель, руководитель образовательного учреждения. Структура портфолио Раздел 1. «Общие сведения об учителе» В этом разделе фиксируются: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (наименование образовательного учреждения, год окончания, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней; правительственные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; другие документы по усмотрению аттестуемого. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании: контрольных срезов знаний; участия воспитанников в школьных региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах; результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся; наличия медалистов; поступления выпускников в вузы на бюджетной основе. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» В этот раздел входят: материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной программы и комплекса учебно-методической литературы; материалы, в которых обосновывается выбор учителем используемых образовательных технологий; материалы, содержащие обоснование применения учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; методические технологии обучения детей с проблемами развития; материалы о работе в методическом объединении, сотрудничество с муниципальным методическим центром и другими учреждениями; отчетные материалы по участию в творческих педагогических конкурсах; участию в методических и предметных неделях; организации и проведению семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т.п.; проведению научных исследований; разработке авторских программ; написанию рукописи кандидатской или докторской диссертации; подготовке творческого отчета, реферата, доклада, статьи. Раздел 4. «Внеурочная деятельность по предмету» В этот раздел входят: список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); программы кружков и факультативов; Раздел 5. «Учебно-материальная база» В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): наличие словарей и другой справочной литературы по предмету; наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.); наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.); наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные электронные учебники и т.п.); аудио и видеопособия; наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т.п.; измерители качества обученности учащихся; другие документы по желанию учителя. Существенной характеристикой портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации. Раздел 6. «Выполнение функции классного руководителя» Диагностика сформированности и развития коллектива класса. Определение уровня воспитанности. Работа с родителями (тематика родительских собраний, подборка советов для родителей). Достижения классного коллектива. Личный план профессионального самообразования. Отзыв педагогического коллектива о работе учителя. Раздел 7. «Самооценка результатов педагогической деятельности» Раздел 8. «Отзывы» — отзывы учеников, коллег, администрации, родителей» В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п. Вспомним мудрые слова А.П.Чехова «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Создание своего имиджа как учителя-профессионала, владеющего методикой преподавания, а также современными инновационными технологиями, правильное оформление и представление своего наработанного педагогического опыта — всё это пора активно осваивать. Изучив литературу и статьи в Интернете, я выяснила, что в зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: 1) портфолио документов; 2) портфолио работ; 3) портфолио отзывов; 4) проблемно-исследовательский портфолио; 5) тематический портфолио. Папки-накопители необходимо создавать каждый год, где необходимо размещать материалы в хронологической последовательности (датировать) по мере участия учителя и его учеников в различных мероприятиях. Теперь все материалы находятся в одном месте. Есть еще один очень важный момент в этом деле. У учащихся тоже есть портфолио, они ведут его, участвуя в мероприятиях разного уровня, олимпиадах, участвуя в проектах, исследовательской деятельности, творческих конкурсах, трудовых делах и спортивных соревнованиях. В любое время и портфолио учителя, и портфолио школьников можно посмотреть, сделать необходимую запись, вложить грамоту, сертификат участия, статью из газеты, проставить баллы. Ребята интересуются портфолио педагога, а это требует того, чтобы оно было образцовым. Мы вместе радуемся всем нашим достижениям, поздравляем друг друга, грамоты и награды всегда висят на видном месте, прежде чем перекочевать в папку достижений. Это видят все ученики, приходящие в класс, учителя-предметники, родители. Выводы: Таким образом, идея портфолио становится в нашей стране в последнее время все более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. Портфолио может быть оформлен в виде папок, картотек, коробок, то есть предоставляется полная свобода и присутствует инициатива, при единственном требовании — удобство хранения. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен». В структуру портфолио входит 8 разделов, а так же оформление и оценка. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Портфолио учителя — это его визитная карточка. Библиографический список: Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности //Образование в современной школе. 2002, №5 – с.23-27 Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как одна из форм проведения экспертизы педагогических работников (разделы, содержание портфолио, процедура презентации)//Завуч. 2005, №4 – с.101-111 Гайтукаева И.Ю. ,Юдина И.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе»/ И.Ю. Гайтукаева И.Ю., И.Г.Юдина.–Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.– 240 с. Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы.– СПб.: Макарова Л.П. Портфолио учителя /сост. Л.П. Макарова. –Волгоград: Учитель, 2010./–102 с. Плахова Т.В. Портфолио классного коллектива/ авт.-сост. Т.В.Плахова.– Волгоград: Учитель, 2011.–103 с. Приложение 1 При организации работы творческой группы по ознакомлению с Портфолио учителя, участникам можно предложить заполнение анкет (входное и итоговое анкетирование), что позволит выявить позицию каждого по заявленной тематике. Входное анкетирование Уважаемые коллеги! Из предложенного списка отметьте знаком “+” наиболее подходящую, на ваш взгляд, ассоциацию к слову “портфолио”: In this article: В тренде Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»