Психология и отношения Психологические механизмы саморазвития Bywebexperience Published 08.11.2024 Содержание Механизмы саморазвития Психологические механизмы саморазвития Саморазвитие как механизм развития личности Похожие записи: Механизмы саморазвития В качестве механизмов саморазвития рассматриваются рефлексия (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и др.), самопринятие и самопрогнозирование (В.Г. Маралов). Исследователи отмечают, что именно рефлексия позволяет человеку выйти за пределы собственной жизни, деятельности и обозначить в качестве объекта своего исследования, анализа, оценки и практического отношения свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения и всего себя в целом. Рефлексия рассматривается как способность к ценностной самоориентации, смысловой саморегуляции. Указывается, что рефлексия как бы встроена в сам механизм саморазвития личности. И.С. Кон, показывая роль рефлексии как механизма и средства саморазвития, анализирует модель «рефлексивного Я», в которой низшие уровни психологических функций являются основой саморазвития высших уровней. Согласно этой модели индивид сначала становится наблюдателем собственных чувств, мыслей, поступков. Затем он может осуществить направленность собственного сознания на свое «Я», преодолеть поглощенность текущей жизнью и занять позицию над ней. Это помогает человеку осознать противоречивость и несостоятельность некоторых своих мыслей, действий, принципов и активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения. Рефлексивность определяет высокий уровень волевой регуляции личности в контексте деятельности и общения и обеспечивает самоорганизацию и самоутверждение личности в соответствии с жизненными целями и ценностями. Рефлексию как механизм саморазвития человека исследует Ю.Н. Кулюткин, обращаясь к проблемам рефлексивной саморегуляции как процессу сознательного, целенаправленного управления человеком своей деятельностью и поведением, которые являются характерным для социально ответственной созревающей личности, осуществляются на основе ценностных ориентаций и личностных смыслов. Интересными являются идеи В.П. Зинченко, который рассматривает проблему саморазвития как творческое самодостраивание по собственному «масштабу» на основе рефлексии, соотносимого с социальными ожиданиями. Рефлексия понимается при этом как процесс познания и моделирования человеком чужого и своего сознания. Самопринятие как механизм саморазвития, по мнению В.Г. Маралова, проявляется через признание человеком в самом себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции. Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные – все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали. Другой механизм саморазвития – самопрогнозирование – дает возможность осуществлять человеку выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности-неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси. Содержание и направленность самопрогнозов могут быть рассмотрены с трех позиций: · ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды); · направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни; · самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем. По содержанию в самопрогнозах выделяют образный и познавательный (когнитивный) компоненты: человек может буквально «видеть» себя в будущем (иметь образную картинку), а может рассуждать о себе. На то и другое накладывается разная мера четкости и осознанности (мысленной отфокусированности). Определенность – неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность. Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности. Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованное психологического времени. С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов: ситуативные (прогноз на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации); перспективные (прогноз достижений, результатов деятельности по истечении определенного срока); жизненно-целевые (далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации). Механизмы самопринятия и самопрогнозирования являются взаимозависимыми. Их сочетание порождает разные стратегии саморазвития. Причем, как отмечает В.Г. Маралов, самопрогнозирование как основа выработки стратегии саморазвития в большей степени определяется уровнем самопринятия личности, обратная тенденция также возможна, но менее вероятна. Одной из наиболее очевидных и понятных стратегий саморазвития является следующая: человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие-либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности: «Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла». Другая стратегия саморазвития определяется, наоборот, осознанной неудовлетворенностью какими-либо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка. Хорошо, если человеку в процессе упорной работы над собой действительно удается избавиться от недостатков, осознать это и быть удовлетворенным. А если нет? В этих ситуациях собственные недостатки и черты еще в большей степени отвергаются, возникает чувство крайнего неудовлетворения собой, человек начинает постоянно корить себя в том, что он слабоволен, не может справиться со своими недостатками, – это, естественно, не ослабит напряженность, а усилит ее. Суть третьей стратегии заключается в том, что человек, не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта, вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защит и защитного поведения. В результате создается иллюзия – проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно. Четвертая стратегия является неоптимальной и возникает тогда, когда личность подвержена установке: «Я плохой», «Я хуже других». Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилить его. Саморазвитие приобретает форму самоуничижения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение: «Я плохой, так мне и надо». В качестве оптимальной следует признать стратегию, когда человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее ставит путем самопрогнозирования реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается; не разрушая себя, он самосовершенствуется; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть. Формы саморазвития Характеристиками саморазвития как специфического процесса, разворачивающегося во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, являются неоднозначность и многоплановость. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из которых является существование различных форм саморазвития. В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные – первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая – характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. В.Г. Маралов выделяет следующие основные формы, которые являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация – выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности. Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Самоутверждение как форма саморазвития характеризует направленность человека самостоятельно утвердить себя как личность, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект. Или иными словами, самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; и в негативном плане – быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний – самоотрицание. Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьироваться. Для одного человека цель – приобрести уверенность, для другого – доказать, что он не хуже других, для третьего – испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими. Способы самоутверждения также многообразны. Они зависят от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость. Немаловажную роль имеет то, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т.п. Способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости и т.п. Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко приводит к тому, что человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества, он же в это время через такое самоуничижение утверждается. Результаты самоутверждения очевидны – они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, оправдывают в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества. Возможны и другие высокие (в контексте общества, цивилизации) сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства. Самосовершенствование – это форма саморазвития, которая означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Самосовершенствование – это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью . Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае – приобретение социально значимых свойств и качеств; в другом – овладение негативными способами жизни и деятельности. Возможен и обратный самосовершенствованию процесс, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее. В современной психологической литературе имеется множество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели позитивного аспекта самосовершенствования, который называется личностным ростом. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К. Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии – переход от опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф. Перлз). В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу). Обобщенно можно сказать, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит определенная потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития – самоактуализации. В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал. Способы самоусовершенствования многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель – не конфликтовать с другими – и достигая ее, он также поднимается на новый уровень. Отказываясь от вредных привычек, он также делает шаг в своем развитии. В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. К результатам самосовершенствования относятся, прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми. Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация – это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию – реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т.д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка. На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно другому представителю гуманистической психологии – В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются три группы ценностей: созида ние, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть – интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения. Читать статью Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования преподавателя Понятие личностного роста преподавателя На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни, испытать высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, проявлять активность, радоваться успехам и тому, что удалось что-то сделать. В процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия – самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, – значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться – обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования. А. Маслоу выделяет восемь путей (способов) поведения, ведущих к самоактуализации: · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя; · жизнь – процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация – это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста; · способность человека прислушиваться к самому себе, т.е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»; · способность быть честным, умение брать на себя ответственность; · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других; · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей; · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать; · способность человека к разоблачению собственной психопатологии – умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их. Самый важный результат самоактуализации – ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что все сделано правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признают в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. Процесс саморазвития сопряжен с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются человеком как барьеры саморазвития. Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития, с точки зрения В.Г. Маралова, является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь (стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит). Кроме того, многие трудности определяются: неразвитостью способности к самопознанию; влиянием сложившихся стереотипов и установок; несформированностью механизмов саморазвития; препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству. Таким образом, саморазвитие – это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития. Выводы · Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. · Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя. · Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности. Внутренний мир, или субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления. · Выделяются механизмы (рефлексия, самопринятие, самопрогнозирование), формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация), а также барьеры, которые могут сдерживать преобразующую активность человека. Вопросы для обсуждения 1. В чем состоит междисциплинарный характер проблемы саморазвития? 2. Какие основные философские модели развития создали предпосылки для формирования представлений о саморазвитии человека? 3. Как в зарубежной психологии саморазвитие человека рассматривается в контексте проблемы «детерминация – свобода» личности? 4. В чем заключается принцип саморазвития с позиций культурно-исторической теории развития личности? 5. Как саморазвитие рассматривается с позиций субъектного подхода? 6. Как саморазвитие рассматривается в антропологической модели субъективной реальности? 7. Каковы механизмы саморазвития? 8. Каковы формы саморазвития? 9. Как соотносятся процессы самопознания и саморазвития? 10. Каково значение саморазвития в жизни человека? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности [Текст] / К.А. Абульханова. – М. ; Воронеж, 1999. 243 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1991. – 301 с. 3. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность [Текст] / А.Н. Аверьянов. – М., 1976. – 188 с. 4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер ; пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Боковикова. – М., 1995. – 296 с. 5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] : избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев ; под ред. А.А. Бодалева. – М. ; Воронеж, 1996. – 384 с. 6. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология личности : сб. ст. / сост. А.Б. Орлов ; М., 2001. – Вып. 192. – С. 41 – 51. (Б-ка журн. «Вопр. психологии»). 7. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., 1990. – 367 с. 8. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб., 2005. – 672 с. 9. Большой толковый психологический словарь [Текст] : в 2 т. / пер. с англ. А. Ребера. – М. : Аст, 2000. – 560 с. 10. Большой энциклопедический словарь [Текст] / ред. А.М. Прохоров. – М. : Норинт, 2006. – 1456 с. 11. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. – М., 1994. – 109 с. 12. Дергачева, О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана [Текст] / О.Е. Дергачева // Современная психология мотивации / под. ред. Д.А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 103 – 121. 13. Егорычева, И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) [Текст] / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 11 – 32. 14. Знаков, В.В. Психология субъекта: самопознание субъекта [Текст] / В.В. Знаков, Е.А. Павлюченко // Психолог. журн. – 2002. – № 1. – С. 31 – 41. 15. Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Знаков. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 448 с. 16. Знаков, В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие [Текст] / В.В. Знаков // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – Вып. 3. – С. 65 – 75. 17. Знаков, В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2000. – № 2. – С. 7 – 16. 18. Знаков, В.В. Самопонимание субъеккта как огнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2005. – № 1. – С. 18 – 29. 19. История философии [Текст] / пер. с чеш. И.И. Богута. – М., 1994. – 590 с. 20. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности [Текст] : дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Коростылева. – СПб. : [б. и.], 2003. – 416 с. 21. Кряхтунов, М.И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / М.И. Кряхтунов. – М. : [б. и.], 2002. – 466 с. 22. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н. Куликова. – Хабаровск : ХГПУ, 1997. – 315с. 23. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с. 24. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопр. психологии. – 1989. – № 3. – С. 11 – 21. 25. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психолог. журн. – 2000. – № 1. – С. 15 – 25. 26. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М., 1999. – 487 с. 27. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М., 1997. – С. 156 – 175. 28. Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся [Текст] / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. – М., 2005. – 96 с. 29. Мамардашвили, М.К. Философия и личность [Текст] / М.К. Мамардашвили // Общая психология : сб. текстов / под ред. В.В. Петухова. – М., 1988. – С. 262 – 269. 30. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – 256 с. 31. Михайловская, Т.А. Творческое саморазвитие будущих учителей в процессе реализации компетентностно-ориентированного подхода [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Т.А. Михайловская. – Тольятти : [б. и.], 2003. – 275 с. 32. Новейший философский словарь [Текст] / сост. И гл. науч. ред. А.А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Минск : Кн. Дом, 2003. – 1280 с. 33. Попова, М.Г. Саморазвитие как условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа [Текст] : дис. … канд. пед. наук / М.Г. Попова. – Якутск : [б. и.], 2004. – 153 с. 34. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – 431 с. 35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 1999. – 720 с. 36. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 255 – 385. 37. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопр. психологии. – 1983. – № 2. – С. 35 – 42. 38. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000. – 416 с. 39. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) [Текст] : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В.И. Слободчиков. – М., 1994. – 40 с. 40. Степин, B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. – М., 2000. – 744 с. 41. Философия [Текст] : учеб. пособие : в 2 ч. : учеб. пособие / под ред. Л.А. Беляевой, Л.И. Летягина. – Екатеринбург, 2002. Ч. 1. История философии. – 2002. – 195 с. 42. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М. : Сов. энцикл., 1983. –7840 с. 43. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / пер. с англ. Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997. – 608 с. 44. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 1995. – 228 с. 45. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В.И. Чирков // Вопр. психологии. – 1996. – № 3. – С. 116 – 132. 46. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / И.А. Шаршов. – Белгород : [б. и.], 2004. – 465 с. 47. Deci, E. A motivational approach to self: Integration in personality / [Text] E. Deci, R. Ryan // Perspectives on motivation / Lincoln, 1991. V. 38. P. 237 –288. 48. Deci, E. The dynamics of self-determination in personality and development [Text] / E. Deci, R. Ryan // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Hillsdale, 1986. P. 171 – 194. 49. Harre, R. Personal being: a theory for individual psychology [Text] / R. Harre. Oxford, 1983. 299 p. 50. Harre, R. Social being: a theory for social psychology [Text] / R. Harre. Oxford, 1979. 438 p. 51. Tageson, W. Humanistic psychology: a synthesis. [Text] / W. Tageson. Homewood (III.), 1982. Психологические механизмы саморазвития Выбор за нами, ведь только мы можем показать, кто мы на самом деле. Ведь на самом деле мы гораздо больше своих возможностей. Дж. Роулинг Итак, в предыдущих разделах мы охарактеризовали субъектность человека как важного условия осуществления саморазвития, показали, что основным инструментом в этом процессе является сознание, а функцией — активность. Закономерно возникают вопросы, как это все работает, какие механизмы обеспечивают человеку саморазвитие, как осуществляются конкретные акты саморазвития? Механизмы, наряду с фактами и закономерностями психической жизни, являются предметом психологии как науки. В психологии описано и изучено множество механизмов функционирования психики. К наиболее известным из них относятся такие, как интериоризация и экстериориза- ция, прогнозирование, планирование, перенос, идентификация, рефлексия, интерполяция и экстраполяция, стереотипизация, эмпатия, а также многие другие. Под механизмом обычно понимают внутреннее устройство машины, аппарата, прибора, приводящее их в действие. Применительно к психике, механизм — это то, что обеспечивает функционирование ее как системы. Необходимо отметить, что если говорить о саморазвитии личности, то механизмы его многообразны и изучены еще в недостаточной степени. Тем не менее можно выделить некоторые наиболее важные из них. К ним мы относим самопостроение, самопринятие и самопрогнозирование личности. Самопостроение как механизм саморазвития. Психологическая структура акта саморазвития. Жизнь человека — непрерывный процесс изменений на всех уровнях его организации: физическом, психическом и духовном. Эти изменения могут носить различный характер: принимать форму поступательного развития, оставаться на том же уровне, что и предыдущий промежуток времени, осуществляться в сторону регресса. Если рассматривать личность человека во временном аспекте, то следует отметить, что способом ее существования является процесс непрерывного построения себя, который носит в некоторых случаях сознательный, а чаще всего неосознанный характер. Термин «самопостроение личности» не является распространенным в психологии. Тем не менее он употребляется и классиками отечественной психологии, и современными учеными. Так, С. Л. Рубинштейн, характеризуя творчество, говорил о нем как о «строительстве человека». Человек в творчестве, прежде всего, сотворяет этот судьбоносный путь и самого себя как путника [Рубинштейн, 1973J. Понятие «самостроительство» используется Ф. Е. Василюком при характеристике типов жизненных миров [1984]. Как отмечает Е. Е. Сапогова [2013], способность к индивидуальному осмысленному самопостроению является признаком взрослости и описывается традиционно в науке с использованием таких терминов, как целепо- лагание, самопроектирование, планирование, самокоррекция. Читать статью Как заняться саморазвитием Самопостроение личности — это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через непрерывные акты саморазвития. Отсюда становится понятным, что выявить суть механизма самопостроения личности можно только через конкретный анализ актов саморазвития. Остановимся на этой проблеме подробнее. Смысл развития самого себя становится понятным, если представить, что во внутриличностном пространстве существуют два «Я»: то, которое развивает, и то, которое развивают, т.е. «Я-развивающее» и «Я-развиваемое». При этом «Я-развивающее» — это активная но своему залогу конструкция, «Я-развиваемое» — пассивная. Рис. 2.1.Структура акта саморазвития личности Структура акта саморазвития представлена на рис. 2.1. Сделаем необходимые пояснения. Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее». Иными словами, входе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность, направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути. Личность как объект развития может быть описана как некая часть внутреннего мира личности, на которую, во-первых, личность как субъект направляет свои воздействия с целью самоизменения и которая, во-вторых, поддается этим воздействиям субъекта. Понятие «объект развития» позволяет задать рамки проявления субъектной активности, которые имеют место при саморазвитии, ибо саморазвитие не является самодовлеющим и всеобъемлющим процессом, который определяет все изменения, происходящие в личности. Возможности личности по саморазвитию ограничены, что обусловлено двумя причинами. Первая причина является интерперсональной и представлена факторами генетической и социальной природы, оказывающими влияние на личностное развитие. Нормативно с возрастом жизненный путь личности все больше определяется фактором самодетерминации («Я-влияния»), а развитие перерастает в саморазвитие — и тем не менее на протяжении всей жизни развитие продолжает подчиняться действию факторов и генетической, и социальной природы. Личность может бороться за то, чтобы отвоевать себе как можно большую зону самовлияния, чтобы как можно меньше подчиняться действию названных сил. И такая борьба может продолжаться в течение всей жизни. Вторая причина является интраперсональной и связана с сопротивляющимися изменению силами в пространстве внутреннего мира личности. Объектная субличность не является абсолютно пассивной, безвольной, податливой, поскольку представляет собой часть целостной личности, которая может сопротивляться побуждающим к развитию посылам субъектной субличности. В результате можно наблюдать борьбу личности не только с внешними по отношению к ней силами (природой и социумом), по и с самой собой, что может снижать результативность саморазвития. Вскрытие интраперсональных барьеров и конфликтов позволяет понять, что саморазвитие есть упорная, трудная, рискованная работа с непредсказуемым результатом именно потому, что усилия отдельных субличностей могут быть несогласованны или согласованы не в той мере, которая необходима для обеспечения эффективного (т.е. оптимального по затрате ресурсов) его протекания. Только если личность преодолеет свои же инерционные силы, внутренние противоречия, защиты, леность и неподвижность, станет возможным успешное осуществление ее качественного преобразования. Поэтому при раскрытии механизма саморазвития важным является выделение в структуре будущего «Я», к которому стремится саморазви- вающаяся личность, двух образов, которые представляют его варианты — альтернативные образы будущего личности. Первый из них — образ «Я», который человек создает, проектирует как возможный результат саморазвития, образ того, каким я могу стать, если буду целенаправленно развивать себя: работать над собой, делать постоянные планомерные вложения в себя. Второй — образ «Я», который человек представляет как результат такого жизненного пути, при котором он пустит свое развитие на самотек, не будет управлять своим развитием, не будет прилагать осознанных усилий к самоизменению, переложит ответственность за ход жизни на волю судьбы, других людей и иные силы помимо своего «Я». Согласно результатам наших исследований [Щукина, 20151, процесс саморазвития получает достаточную побудительную силу при осознании человеком большей привлекательности образа (состояния) «Я», который может сложиться в результате устий по саморазвитию, в сравнении с образом, который сложится без приложения таких усилий. Итак, в структуре «Я-будущего» можно выделить четыре представления о своем развитии: 1) каким я хочу стать; 2) каким я не хочу стать; 3) каким я буду, если не стану прилагать никаких особых усилий к достижению желаемого будущего; 4) каким я буду, если буду прикладывать усилия к достижению желаемого будущего. Именно готовность личности потратиться, вложиться в достижение желаемой будущности является, на наш взгляд, определяющей для устремления к саморазвитию. Только если человек верит, что при планомерной, последовательной — пусть трудоемкой и рискованной — работе над собой он придет к желанному будущему, саморазвитие может получить достаточную побудительную силу. В иных случаях, когда, например, человек согласен на любое будущее, лишь бы не принимать на себя ответственность за него, либо не верит в то, что в состоянии достичь желаемого будущего, саморазвитие не может состояться. Для пояснения отношений между субъектом и объектом в структуре саморазвивающейся личности необходимо остановиться на вопросе о функциях субъекта. Как было указано ранее, при описании явлений типа «само-» (в том числе саморазвития) субъектный модус выступает в качестве источника активности, которая направлена на объектный модус, выступающий в качестве области ее приложения. Содержание активности конкретизируется через отглагольное существительное (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.), которое является частью конкретного понятия группы «само-». Однако из сказанного неверно будет заключить, что функция субъекта обусловливается модальностью той активности, которую он осуществляет. По отношению к сялюактивности функция субъекта внемодальна и в обобщенном виде может быть обозначена как рефлексивное управление (самоуправление). Центральной функцией субъектности является обеспечение возможности осуществления созидательно-преобразующей активности. «Деятельность субъекта — преобразовательная. Объектом при этом может высгунать любой материальный или духовный предмет, любой другой человек, сам деятель. При рассмотрении саморазвития личности объектом преобразования выступает сама личность (Я-как-другой). Другой значимой для понимания саморазвития является функция субъекта, которая не имеет однозначного названия в литературе, однако сводится к описанию процессов саморегуляции. В психологии различают понятия «саморегуляция» и «самоуправление», самоуправление обычно понимается как более общая категория. В данном случае мы предпочитаем использовать термин «самоуправление». «Субъектное самоуправление личности — это комплекс функций социального субъекта, осуществляемый им благодаря самосознанию и обеспечивающий разработку и приведение себя самого к определенной структуре и режиму активности, включающим самоунорядочивание, самосохранение, самосозидание, самоизменение, саморазвитие собственного функционирования как целостной системы в различных жизненных контекстах» [Алексеева, 2004, с. 303]. Крайне важным является подчеркивание с помощью обращения к нада- даптивной функции субъекта [В. А. Петровский] возможности нададап- тивного характера саморазвития. Данная функция позволяет объяснить феномены саморазвития, которые не имеют адаптивной мотивации, иными словами, те случаи, когда личность меняется не вынужденно, а сама ставит себе задачи по изменению в направлении роста, совершенствования. Проявляя самодетерминированную активность, субъект управляет не только объектом (частью субъективного пространства), но и своей активностью, направленной на объект. Направленность на самого себя является существенным, но не достаточным для полного понимания процессов группы «само-» — саморегуляции, самомотивации, самореализации. В таких феноменах важно не только то, что субъект осуществляет определенную активность, но и то, что он управляет ею. Например, самопознание личность может инициировать или блокировать, она задает критерии истинности познания, выбирает или отвергает средства познания, контролирует его ход, оценивает его успешность и т.д. Тем самым процессы группы «само-» подчеркнуто характеризуются участием самой личности в их детерминации. Они могут быть описаны как организованные, управляемые, регулируемые самой личностью. Управление активностью со стороны самой личности предстает как центральный атрибут феноменов группы «само-». Для саморазвития корректным будет утверждение, что в ходе саморазвития «Я-развивающее» управляет развитием (т.е. качественным, направленным изменением) «Я-развиваемого». Таким образом, управляемость развития самой личностью предстает как основной критерий саморазвития личности. Личность при этом понимается одновременно как «лицо», исполняющее функции управляющего реализацией авторского «Я-проекта», и как объект развития. Принимая во внимание вышесказанное, сущностно саморазвитие личности определяется как качественное, необратимое, направленное изменение личности, осуществляемое под управлением самой личности, единицей которого является управляемый акт перевода «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее». Итак, мы охарактеризовали механизм самопостроения личности через описание осуществления акта саморазвития. Такие акты в своей совокупности и образуют специфическую деятельность по развитию себя. Саморазвитие как механизм развития личности Корниенко Александр ФедоровичАкадемия социального образованияг. Казань, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии АннотацияВ статье рассматривается предпосылки и психологические механизмы, обусловливающие возможность саморазвития человека и развития у него свойства субъектности, характеризующего его способность быть субъектом своего развития и своей жизни. Раскрывается сущность сознания и связанных с ним понятий «осознавание» и «осознание», играющих ключевую роль в механизмах саморазвития человека. Особое внимание уделяется соотношению процессов развития и саморазвития. Отмечается, что если развитие определяется внешними и моральными оценками действий и поступков человека, то саморазвитие – внутренней самооценкой и совестью. Представления автора о механизмах саморазвития человека в их соотношении с процессами развития иллюстрируются схемой. Kornienko Alexander FedorovichAcademy of Social EducationKazan, PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Academy of Social Education AbstractThe article describes prerequisites and psychological mechanisms that lead to possibility of self-development and the development of subjectivity properties characterizing his ability to be a subject of his development and his life. The essence of consciousness and related concepts of «awareness» playing a key role in mechanisms of human self-development is revealed. Particular attention is paid to the relation of development and self-development. It is noted that if the development is determined by external and moral assessment of the actions and deeds of man, the self-development is determined by self-esteem and inner conscience. The author’s views on the mechanisms of human self-development in their relationship with the processes of development are illustrated by the scheme. Библиографическая ссылка на статью:Корниенко А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13106 (дата обращения: 02.06.2022). Ранее в работе [1] мы писали о сущности процессов обучения и воспитания и их значении в развитии человека. Было показано, что развитие человека представляет собой развитие его как индивида, субъекта и личности, и были выделены линии, соответственно, физического, психического и социального развития. Обучение было определено как процесс передачи обучаемым знаний, умений и навыков выполнения различных видов предметных и умственных действий, а воспитание – как особый вид обучения, в котором человеку дают знания, умения и навыки в области социальных отношений, способствующих его развитию как личности. Ответственность за организацию условий для развития человека, его обучения и воспитания и за усвоение необходимой с точки зрения общества совокупности ЗУНов в предметных, умственных и социальных сферах деятельности возлагается на тех, кто обучает, кто выполняет в обществе функции педагога, учителя, воспитателя. Представления о социальной обусловленности психического развития и развития личности человека нашли свое отражение в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Вместе с тем, Л.С. Выготский признавал, что “оказывать непосредственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т. е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт” [2, с. 51]. Однако специально процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития им не рассматривались. Основное внимание уделялось процессам воспитания и развития учащихся посредством организации и регулирования учителем социальной среды, в которой осуществляется их жизнедеятельность. “Стоит измениться социальной среде, – писал Л.С. Выготский, – как сейчас же меняется и поведение человека. Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом” [2, с. 52]. Проблемы самовоспитания и саморазвития человека стали предметом специального рассмотрения в гуманистической психологии, где человек рассматривается как уникальная личность, способная самостоятельно строить свою жизнь, постигать смысл своей жизни, определять свой жизненный путь и решать свои жизненные проблемы. Согласно одному из принципов гуманистической психологии “человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта” [3, с. 483]. В этом идеи гуманистической психологии в какой-то степени перекликается с утверждением Л.С. Выготского о развитии человека исключительно через его собственный опыт. Однако если в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в качестве активного начала, инициатора развития человека выступает учитель, который организует необходимую для его развития социальную среду, то в гуманистической психологии в теории самоактулизирующейся личности инициатива и соответствующая активность в развитии приписывается самому человеку. Как отмечается в работе Л. Хьелл и Д. Зиглер, “самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития” [3, с. 516]. В современной отечественной психологии исследование проблемы саморазвития человека связано с введением понятия “субъектность”, которое принципиально отличается от понятий “субъект” и “субъективность” [4]. Субъектность как основа саморазвития человека Специфика понятия “субъектность” состоит в том, что оно характеризует одно из свойств личности человека, в котором отражается способность человека проявлять активность и самостоятельность в организации и выполнении какой-либо деятельности, в том числе и своей жизни (жизнедеятельности). Будучи инициатором, организатором и активным исполнителем деятельности, человек выступает как субъект данной деятельности. Способность же быть субъектом деятельности и есть то свойство человека, которое обозначается понятием “субъектность”. По определению А.К. Осницкого, субъектность – это такая характеристика человека, которая, “позволяет представить человека в психологическом исследовании не как бесстрастного деятеля-исполнителя …, а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя” [5, с. 7]. Можно сказать, что чем более выражены активность и самостоятельность самого человека в выборе и осуществлении деятельности, по сравнению с силами обстоятельств, тем более выражено у него свойство субъектности. Что же представляют собой “силы обстоятельств”, которым человек должен противостоять, чтобы стать субъектом деятельности и приобрести свойство субъектности? Если исходить из представлений Л.С. Выготского о том, что роль учителя в развитии ученика состоит в организации необходимой для его развития социальной среды, то под “силами обстоятельств” можно понимать особенности среды, побуждающие и в какой-то степени вынуждающие человека поступать “как надо”, а не “как хочу”. И это “как надо” определяется обществом в лице учителя как его официального представителя. Развитие человека в силу его социальной обусловленности, в конечном счете, представляет собой процесс усвоения им социально приемлемых форм поведения и становления личностью, структура которой соответствует нормативной, т.е. такой, какой надо обществу. Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе развития человека, регламентируются обществом, осуществляются в рамках существующей в обществе культуры и направлены на воспроизводство и сохранение основных положений и принципов этой культуры. Отсюда следует, что становление человека субъектом деятельности и обретение им субъектности предполагает появление у него возможности не просто противостоять силам обстоятельств, а противостоять воле и желаниям других, благодаря действиям которых эти обстоятельства создаются. Впрочем, чтобы проявить свою субъектность, человеку можно и не противостоять силам обстоятельств и не стремиться поступать вопреки воле и желаниям других. Особенности обстоятельств и желания других могут не противоречить и не препятствовать достижению его личных целей и проявлению его “самости”. Главное, чтобы эти цели у него были, и было осознание значимости и возможности использования сложившихся обстоятельств и желаний других в достижении своих собственных целей. Читать статью Личностный рост и саморазвитие как активный процесс. Таким образом, для развития субъектности и создания предпосылок для саморазвития человеку необходимо обладать сознанием, способностью к осознаванию и целеполаганию. Полагая, что процесс саморазвития человека осуществляется в рамках его жизнедеятельности, В.Г. Маралов отмечает, “человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других” [6, с. 66]. Учитывая значимость сознания, осознавания и осознания в развитии субъектности и саморазвитии человека, имеет смысл рассмотреть их сущность более подробно. Сущность понятий“сознание“,“осознавание“и“осознание“ Как это ни парадоксально, но использование понятий “сознание”, “осознавание” и “осознание” не отличается определенностью и четкостью в дифференциации не только в педагогике, психологии развития и саморазвития, но и в общей психологии, для которой эти понятия являются базовыми. “О чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, – пишет В.М. Аллахвердов, – на самом деле никому не известно” [7, с. 52]. Очень часто сознание используется просто как синоним психики. По мнению Г.В. Акопова, “явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии” [8, с. 22]. Неопределенность в понимании сущности сознания обусловливает неопределенность в понимании психологических механизмов не только формирования у человека свойства субъектности, связанного с процессами осознавания себя, своих желаний и условий своей жизнедеятельности, но и всех процессов, связанных с понятием “самости” – саморазвития, самопознания, самообучения, самовоспитания, самосовершенствования и т.д. Вариант решения проблемы сознания и научных дефиниций связанных с ним понятий неоднократно излагался в наших публикациях [9; 10; 11]. Суть того, что нами предлагается, предельно проста и состоит в следующем. Как известно, психика проявляется не иначе, как в форме психического процесса, и развитие психики есть развитие психических процессов [12]. Каждый последующий уровень развития психики характеризуется более сложным психическим процессом, причем относящимся к категории познавательных. Ощущение, восприятие, мышление – это все познавательные психические процессы, которые характеризуют, соответственно, элементарный сенсорный, перцептивный и интеллектуальный уровни в развитии психики. В соответствие с указанной закономерностью, сознание, признаваемое высшим уровнем развития психики, также следует рассматривать как психический процесс, относящийся к категории познавательных процессов. В отличие от процессов, которые обеспечивают субъекту как носителю психики, отражение особенностей объектов и явлений окружающей среды, специфика сознания как познавательного психического процесса состоит в том, что оно обеспечивает получение человеком знаний о самом себе. В результате сознания в психике человека возникает особый образ – образ самого себя или образ “Я”. С появлением в психике образа “Я” особый характер приобретают процессы мышления. Как показано в работе [13], процессы мышление обеспечивают не только отражение взаимосвязей между объектами и явлениями действительности, но и образование связей между образами, возникающими в психике, в том числе и связей образа “Я” с другими образами. В силу специфичности образа “Я” процесс мышления, в результате которого этот образ связывается с другими образами, можно также рассматривать как специфичный. Именно этот специфичный вид мышления и обозначается нами как процесс осознавания. Осознавание, таким образом, выступает не как результат сознания, как это принято считать, а как особая разновидность процесса мышления, при котором одним из связываемых образов является образ “Я”. Если результатом сознания является возникновение в психике человека образа “Я”, то результатом осознавания, как особого вида мышления, является появление связи этого образа с любым другим психическим образом. Для обозначения результата осознавания нами предлагается использовать термин “осознание”. Осознание “чего-то” возникает в том случае, когда в психике человека благодаря процессу мышления (осознавания) образ этого “чего-то” оказывается связанным с образом его “Я”. Совокупность образов, связанных с образом “Я”, образует в психике область “осознаваемого” или область “сознательного”. Образы, не связанные с образом “Я”, образуют область “неосознаваемого” или область “бессознательного”. В графической форме сущность сознания и других производных от него понятий можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1). Рисунок 1 – Сущность сознания и производных от него понятий “осознавание”, “осознание”, “сознательное” и “бессознательное” В соответствии с введенными нами определениями сознания, осознавания и осознания можно сказать, что для развития субъектности и способности к саморазвитию наличие одного сознания, обеспечивающего появление у человека образа самого себя и способности отличать себя от других, недостаточно. Необходимо, чтобы у него были достаточно хорошо развиты процессы мышления, обеспечивающие механизм осознавания, и, что не менее важно, он должен обладать определенным жизненным опытом, чтобы было что осознавать. Возникновение у ребенка сознания и появление в его психике образа “Я” обычно относят к периоду раннего детства. Но можно ли этот возрастной период соотносить с процессами саморазвития? Вопрос о том, когда, в каком возрасте человек становится субъектом собственного развития, автором собственной биографии, рассматривается в работе Г.А. Цукерман [14]. По утверждению автора, “социальные границы возраста, переходного от детской невинности и безответственности к полноте взрослой ответственности за свое поведение и окружение хорошо фиксирован обрядами инициации, которые в разных традициях приходятся на разные сроки, но все укладываются в интервал от 7 до 16 лет” [14, с. 20]. Указанные возрастные границы очерчивают, как известно, границы подросткового периода в развитии ребенка. Следовательно, прежде чем человек становится способным к саморазвитию, он уже достигает некоторого актуального уровня и физического, и умственного, и социального развития при активном содействии родителей, учителей и воспитателей. Особенности этого развития он, соответственно, и может осознавать. Но чтобы заняться саморазвитием, осознавания особенностей своего развития также недостаточно. Человек может осознавать, что кто-то занимается его обучением, воспитанием и развитием и что в результате у него появляются новые знания, умения и навыки. Но при этом он может так и не стать субъектом своего развития и не то что автором, но даже и соавтором своей биографии. Для саморазвития необходимо наличие у человека способности не только к осознаванию особенностей своего развития, что равносильно самопознанию, но и к самооценке этих особенностей. Он должен уметь самостоятельно оценивать, насколько хорошо он развит, что ему нравится, а что не нравится в своем развитии, что он хочет в себе развивать, а что не хочет. Что же такое «самооценка», и какое место она занимает в механизмах саморазвития человека? Сущность и механизмы развития самооценки В зарубежной психологии самооценку принято рассматривать в рамках, так называемой “Я-концепции”, как ее оценочный (аффективный) компонент, наряду с когнитивным и поведенческим компонентами [15]. Однако конструкция “Я-концепции”, по мнению Л.В. Бороздиной, “порождает ощущение алогичности, невыдержанности строения, терминологической путанности и … рассогласованности наименования теоретической модели и ее содержания” [16, с. 59]. В отечественной психологии самооценка обычно рассматривается как часть или как функция самосознания. Однако и в этом случае в силу неоднозначности в понимании сущности сознания, а, соответственно, и самосознания, сущность самооценки оказывается неопределенной. Вместе с тем не вызывает сомнения, что самооценка является личностным новообразованием и как многие другие личностные новообразования, включая сознание, носит социально обусловленный характер. В онтогенезе самооценка у ребенка формируется на основе внешних оценок, проявляемых по отношению к нему взрослыми из его ближайшего социального окружения [17]. Однако на формирование самооценки оказывает влияние не только социальная среда. Как известно, она зависит и от собственных достижений ребенка. Если ребенок при достижении какой-либо поставленной им цели добивается успеха – его самооценка повышается. Вместе с повышением самооценки повышается и уровень его притязаний – он начинает ставить перед собой более сложные цели. Но в случае неуспеха самооценка снижается, а вместе с ней снижается и уровень притязаний. Достигнет ребенок успеха или его постигнет неудача во многом зависит от наличия или отсутствия у него необходимого для достижения цели опыта (знаний, умений и навыков) и способностей (физических, интеллектуальных, коммуникативных, профессиональных) [10]. Кроме того, как показывают исследования [18], уровень самооценки зависит от наличия у ребенка потребностей в достижениях и самоутверждении. В графической форме факторы, влияющие на уровень самооценки, могут быть представлены в виде следующей схемы (см. рис. 2). Рисунок 2 – Факторы, влияющие на уровень самооценки, и их соотношение Самооценка, представленная на рис. 2, является, фактически, обобщенной или интегральной самооценкой, в которой отражается оценка человеком себя в целом как способного или неспособного к достижению определенных целей. Однако можно говорить и о частных самооценках, в качестве которых могут выступать самостоятельные оценки человеком отдельных своих способностей, знаний, умений и навыков в отдельных видах деятельности, а также выраженности у себя отдельных свойств личности. Частные самооценки, если они достаточно адекватны, позволяют человеку оценить свои возможности в достижении целей, наметить направления своего самосовершенствования и саморазвития путем соответствующих процессов самообучения, самоо бразования, самовоспитания. Соотношение механизмов развития и саморазвития Хотелось бы отметить, что процессы самообучения и самовоспитания, обеспечивающие саморазвитие человека, различаются между собой точно так же, как процессы обучения и воспитания, обеспечивающие его развитие. Самообучение представляет собой процесс самостоятельного обучения, при котором человек сам решает какие знание, умения и навыки ему необходимо приобрести, сам пытается организовать условия, необходимые для их приобретения, и сам инициирует свои действия, направленные на достижения целей самообучения. Если целью самообучения является приобретение знаний, умений и навыков в сфере социальных, межличностных отношений, то такое самообучение есть не что иное, как самовоспитание. Самовоспитание представляет собой самостоятельное воспитание человеком самого себя. В процессах воспитания контроль и оценка уровня развития личности и отдельных личностных качеств ребенка осуществляются взрослыми (родителями, учителями, воспитателями), которые соотносят его действия и поступки с существующими в обществе социально-культурными нормами. В качестве средства оценки социальной приемлемости действий и поступков ребенка выступает, так называемая, моральная оценка. В моральных оценках отражается уровень морального развития личности. В процессах самовоспитания человек сам контролирует и оценивает особенности своего личностного (социального) развития. В результате самовоспитания происходит нравственное развитие человека в отличие от морального, происходящего в результате воспитания. Различия в понимании морали и нравственности, морального и нравственного развития человека показаны нами в работе [19]. “Мораль – это совокупность норм и правил поведения, которые предъявляются человеку со стороны общества в качестве нормативных, и которые он должен соблюдать независимо от того, нравятся они ему или не нравятся, признаются правильными или не признаются. Что касается нравственности, то под ней понимается совокупность норм и правил поведения, которые не только отражаются в его психике и им осознаются, но и считаются им правильными” [19, с. 325]. В качестве критерия и механизма оценки нравственности выступает такое личностное образование человека как совесть. Поведение считается нравственным, если оно продиктовано совестью. Совесть побуждает человека поступать не так, как надо с точки зрения других людей, а так как он сам считает нужным, в том числе и как он сам хочет. Если в основе развития ребенка лежат усилия взрослых (родителей, учителей и воспитателей) по созданию условий для его развития с учетом уровня его актуального развития и зоны ближайшего развития, а также оценки успешности развития, то в основе саморазвития лежат усилия самого ребенка и по созданию условий для своего развития, и по оценке его успешности, и по определению перспектив дальнейшего развития. Соотношение процессов, лежащих в основе развития и саморазвития, представлено на следующей схеме (см. рис. 3). Рисунок 3 – Соотношение процессов, лежащих в основе развития и саморазвития ребенка Более детально соотношение механизмов развития и саморазвития человека с учетом различий в процессах обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, а также оценки и самооценки в сочетании с моральной оценкой и совестью отражено в схеме, представленной на рис. 4. Рисунок 4 – Механизмы развития (обучения, воспитания) и саморазвития (самообучения, самовоспитания) человека на основе оценки, самооценки, моральной оценки и совести. (Пунктирными линиями показаны процессы, связанные с саморазвитием) Корниенко А.Ф. Развитие человека в процессах обучения и воспитания // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). [Электронный ресурс].URL:http://human.snauka.ru/2015/10/12841 (дата обращения: 26.10.2015). Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПБ.: Питер, 2005. 607 с. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий “субъект”, “субъективность”, “субъектность” //Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 208-210. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр “Академия”, 2004. 256 с. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Издательство “Речь”, 2003. 368 с. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЕК”, 2004. 232 с. Корниенко А.Ф. Проблемы сознания, осознания и самосознания // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской конференции. Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. С. 61-63. Корниенко А.Ф. Психологические механизмы социальной детерминации сознания и самооценки человека // Вестник университета (Государственный университет управления). № 2 (50). М.: ГУУ, 2008. С. 85-88. Корниенко А.Ф. Понятие о сознании как высшем уровне развития психики // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 20-26. Корниенко А.Ф. Психика и психические процессы: единая система психологических понятий общей психологии // Российский научный журнал. 2009. № 4 (11). С. 78-89. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4 (16): Психология. Педагогика. С. 49-62. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 239 с. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 422 с. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология . 2011. № 1. С. 54-65. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М.: Прогресс, 1998. 100 с. Коган Н.Н. Исследование взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности в учебной деятельности // Сб. научн. трудов Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. Киев, 2001. Т.3. Ч.1. С. 238-242. Корниенко А.Ф. Природа и психологические механизмы совести // Филология и культура. 2014. № 1(35). С. 322-332. © Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи. In this article: В тренде Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»