Психология и отношения Саморазвитие как межнаучная категория Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» Bywebexperience Published 01.04.2024 Содержание Контент-анализ понятия «саморазвитие» В трудах ученых исследователей (1981-2011гг.) Саморазвитие как межнаучная категория Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аракчеева Светлана Алексеевна Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аракчеева Светлана Алексеевна Self-development as inter-disciplinary category Текст научной работы на тему «Саморазвитие как межнаучная категория» Раздел 1.Изучение феномена саморазвития в различных науках Похожие записи: Контент-анализ понятия «саморазвитие» В трудах ученых исследователей (1981-2011гг.) Истоки научного понимания проблемы саморазвития человекаво все времена являлись одними из центральных проблем исследований.Подобное положение является закономерным, поскольку всегда были и будут оставаться актуальными вопросы формирования личности, способной к постоянному совершенствованию в любых жизненных, экономических, социальных, политических и иных обстоятельствах. И в данном случае ценность и актуальность вопроса развития, привития и прогрессии у людского капитала способностей к саморазвитию в любом государстве являются неоспоримыми. Проблема саморазвития различных систем поднималась философами с древнейших времен, где сущность процесса саморазвития предстает в разных философских системах как духовно-практическая деятельность, направленная на внутреннее самооблагораживание, на обретение высокой адаптационной и предметнопреобразовательной способностей, на духовное самовосхождение и др. В широком, (философском) смысле саморазвитие это всякое развитие, движущими силами которого выступают внутренние противоречия. Аристотель писал: «Необходимодушу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью» [1, с.36].Проблему саморазвития человека рассматривал и Г.В.Ф. Гегель, заимствовавший идею кругооборота у Аристотеля и видевший форму движения по спирали. Человек, согласно представлениям Гегеля, развивается и формируется как результат собственной деятельности. Гегель указывает на то, что процесс формирования сознания человека и самого человека, в том числе, есть социально организованная деятельность. Анализ психолого-педагогических работ показал, что существует огромное разнообразие определений, с целью систематизации которых, мы прибегли к их контент-анализу. Таб.1. Контент-анализ понятия «саморазвитие» в трудах ученых исследователей (1981-2011гг.) Данный контент-анализ охватывает анализ работ за период с 1981 до 2011 года и раскрывает прогрессию понятия саморазвития, произошедшую за обозначенный период. Исходя из представленного контент-анализа, нам становится очевидным, что в педагогических мыслях он также представляет собой сложный многокомпонентный и многовариантный процесс, сопряженный с рядом факторов и условий, акцентуация которых ведет к некоторой детализации и интенсификации данного процесса. Саморазвитие как межнаучная категория Текст научной статьи по специальности «Психологические науки» РАЗВИТИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / СВОБОДНЫЙ ВЫБОР / ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЕЖНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ / САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT / FREE CHOICE / PERSONALITY CHANGES / PEDAGOGIC SUPPORT / INTERDISCIPLINARY CATEGORY / CRITERIA FOR READINESS / SANATORIUM BOARDING SCHOOL Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аракчеева Светлана Алексеевна В статье рассматривается вопрос о научной категории « саморазвитие », обосновывается проблематика и интерес к данному вопросу, определяется общее и различное толкование этого понятия с точки зрения разных научных областей, в том числе, философии, медицины, социологии, психологии, педагогии. Автор выделяет пять ключевых аспектов для запуска процесса саморазвития , независимо от подходов и концепций: стимулирование, начальный этап, свободный выбор как проба, создание условий формирования, педагогическое сопровождение . Автор определяет педагогический вектор рассматриваемой категории, который связан с педагогическим сопровождением готовности к саморазвитию и указаны критерии готовности : субъектность, способность к рефлексии и прогнозированию. В статье представлены данные опытно-экспериментальной работы педагогического сопровождения готовности к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната. Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аракчеева Светлана Алексеевна Педагогическая концепция тьюторского сопровождения подростков в процессе развития их творческой активности Self-development as inter-disciplinary category The article discusses scientific categories » self-development «, substantiates the issues and interest in this issue, a common and different interpretations of the concept from the perspective of different disciplines, including philosophy, medicine, sociology, psychology, education. The author identifies five key aspects to start the process of self-development , irrespective of the approaches and concepts: encouraging the start-up phase, free choice as a sample, creating the conditions of formation, pedagogic accompaniment. The author defines the pedagogic vector one category that is associated with the pedagogic accompaniment willingness to self-development and specified the criteria for readiness : subjectivity, reflection and forecasting ability. The article presents experimental work of pedagogic accompaniment readiness to self-development in conditions of sanatorium boarding schools. Текст научной работы на тему «Саморазвитие как межнаучная категория» Аракчеева Светлана Алексеевна Санаторная школа-интернат № 6, г. Ярославль super.yarsch013@yandex.ru САМОРАЗВИТИЕ КАК МЕЖНАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ В статье рассматривается вопрос о научной категории «саморазвитие», обосновывается проблематика и интерес к данному вопросу, определяется общее и различное толкование этого понятия с точки зрения разных научных областей, в том числе, философии, медицины, социологии, психологии, педагогии. Автор выделяет пять ключевых аспектов для запуска процесса саморазвития, независимо от подходов и концепций: стимулирование, начальный этап, свободный выбор как проба, создание условий формирования, педагогическое сопровождение. Автор определяет педагогический вектор рассматриваемой категории, который связан с педагогическим сопровождением готовности к саморазвитию и указаны критерии готовности: субъектность, способность к рефлексии и прогнозированию. В статье представлены данные опытно-экспериментальной работы педагогического сопровождения готовности к саморазвитию в условиях санаторной школы-интерната. Ключевые слова: развитие, саморазвитие, свободный выбор, изменения личности, педагогическое сопровождение, межнаучная категория, критерии готовности, санаторная школа-интернат. В научном мире проблема саморазвития выходит на центральное место и относится к числу наиболее актуальных и значимых. Современному развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые ответственны за свой выбор, мобильны, способны к сотрудничеству, ориентированы на успех и признают приоритет саморазвития [1]. Слово «саморазвитие» образовалось путём сложения двух слов «само» и «развитие». Рассмотрим теоретические аспекты этого понятия через призму категории «развитие»: 1. Качественные преобразования объектов, изменение внутренних и внешних связей, возникновение новых форм бытия, высший тип движения, изменение материи и сознания, переключение с одного качества к другому, от старого к новому (философия); 2. Необратимая последовательность непрерывных прогрессивных преобразований на продолжительности всей жизни организма, биологический процесс созревания (раскрытие или развертывание), изменение на более высоком уровне дифференциации и организации, что ведет личность к конечной самоактуализации (психология); 3. Поступательный процесс эволюции биологического состояния до взаимодействия структур и функций, обуславливающих индивидуальность человека (медицина); Читать статью Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» 4. Комплекс ортодоксальных изменений (морфологических, физиологических, биохимических) с момента зарождения организма до конца жизни, продвижение по восходящей линии (от низшего к высшему), качественное движение состояния (от старого к новому), появление обновления (рождения нового, отмирания старого), уровень сознательности, образованности, культурности (социология); 5. Реализация «имманентных задатков» [6, с. 3], свойств личности (А.В. Мудрик); процесс количественных и качественных телесных изменений, психики, интеллектуальной и духовной сферы че- ловека [2, с. 17], вызванный воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов (М.И. Рожков); целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структуризацией (педагогика). Все определения понятия «развитие» представляют его как процесс и изменения, указывая на разнообразный, последовательный, поступательный, линейный или спиралевидный, качественный или количественный характер перехода к более высокому уровню организации человека — самоактуализации личности. Хочется отметить, что только в одном определении М.И. Рожкова есть уточнение о природе данных изменений, что важно для нашего исследования, т.к. оно как раз и посвящено ответу на вопрос: какие же внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые факторы [7] будут влиять на осуществление процесса саморазвития. Значение слова «саморазвитие» крайне редко встречается в словарях, что доказывает, что это понятие еще только исследуется. Представим авторские трактовки представителей разных наук, касающиеся выявления объекта определений, сущностных характеристик и личностно значимых целей. 1. Постоянное развитие, когда под влиянием обозначенных мотивов выдвигаются и актуализируются реальные цели через преобразование собственной активности, поведения и себя с использованием форм самоутверждения [5], самосовершенствования, самоактуализации (В.Г. Маралов); фундаментальная восприимчивость человека быть действительным субъектом своей жизни, преобразовывать собственную жизнедеятельность в предмет эмпирического совершенствования (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев); появление новых свойств и способностей осуществления себя — самореализация [3], как интегративный творческий процесс сознательного личностного становления (А.А. Деркач); рост Я, движение эмоциональной и когнитивной зрелости; в модели Маслоу — направленное вперед движение к самоактуализации (психология); © Аракчеева С. А., 2017 Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5 2. Развитие личными силами, без помощи каких-либо внешних сил; умственное или физическое развитие личности путем самостоятельных занятий, упражнений; самодвижение (развитие), движение в природе и обществе, совершающееся в ходе преодоления противоречий и борьбы противоположностей (социально-гуманитарные науки); 3. Сознательно и планомерно осуществляемый ход изнутри, а не извне; управление созревающего индивида собственным становлением; максимальное духовно-нравственное и деятель-ностно-практическое самообогащение и саморазвертывание (Л.Н. Куликова); процесс и результат сознательного выбора индивидом ценностей, целей, получения личностных смыслов функционирования, способ независимого волеизъявления в проблемных ситуациях с целью самореализации (Е.В. Бондаревская); целевое многофакторное самоизменение индивида для максимального духовно-нравственного и деятельностно-практиче-ского самообогащения и саморазвертывания, индивидуальное возведение себя для эффективной самореализации в неустойчивых состояниях [4] и качественной реализации своего социального предназначения (Н.В. Кузнецова); реализация ребенком собственного проекта самосовершенствования [8, с. 7], т.е. совершенствования необходимых ему качеств (М.И. Рожков); процесс взаимообогащения и реализации функциональных способностей, индивидуальных качеств личности в процессе многообразных видов его эффективной деятельности, основанием которого является присвоение социального опыта и достижений культуры, выраженных в реалиях активности человека (педагогика). Итак, понятие «саморазвитие» обозначено нами только в психолого-педагогических изысканиях. Мы видим постепенное изменение трактовки понятия «саморазвитие»: от обозначения понятия в широком смысле через призму понятия «развитие» к позитивному изменению внутреннего мира человека, совершенствованию собственных личностных качеств. В определениях появляется ответ на вопрос: «При каких условиях? В результате чего происходит саморазвитие?». Изучение передового педагогического отечественного и зарубежного опыта позволило выделить пять ключевых аспектов для формирования процесса саморазвития, независимо от подходов и концепций: — Стимул к саморазвитию. Создание детского самоуправления (С.Т. Шацкий, Я. Корчак, С. Фре-не), в котором есть Совет школы (И. Яковлев), совет дел (И.П. Иванов) и сменный актив (О.С. Газман); дополнительные знания (В.А. Караковский); трудности, вызывающие напряженную работу познавательных сил (Ш.А. Амонашвили); самодвижение, самостоятельное решение задач (Л. и Б. Никити- ны); достижение своих целей своими средствами, привычка надеяться только на себя (С.Л. Соловейчик), воспитание успехом и радость успеха (С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлинский); предоставление возможности для самовыражения (А.С. Макаренко); ситуации диалога (В.С. Библер, Д. Ике-да); соревнование с самим собой (Е.А. Ямбург), собственное «хотение» (И.Ф. Гербарт), самомотивация (Л.Г. Петерсон) и т.п. — Запуск процесса саморазвития. Запускным механизмом данного процесса может быть желание узнать (В. А. Сухомлинский), книга, которую прочитал (А.Н. Тубельский), встреча с замечательным человеком, реакция на обрушившееся несчастье (Е. А. Ямбург), мимолетный разговор, случайная встреча, прослушанный концерт или лекция, театральное представление (С. Гессен), личност-но-ориентированное обучение на основе реальных исторических и художественных текстов (В.С. Биб-лер), радость труда и счастье от встречи с природой (В.А. Сухомлинский), учебники, дидактические пакеты, которые помогают моделировать учебный материал (Р. Штейнер), показ нового предмета или слуховое впечатление (В. Лай), Дальтон-задания (Х. Паркхерст), изучение мира театра, живописи, архитектуры (Д. Икеда), интенсивное и разностороннее культурное общение, столкновение с другими лицами, с непривычным укладом жизни (С. Гессен) и т.п. — Постоянный свободный выбор как проба. Выбор игры (Ш.А. Амонашвили, А.Н. Тубельский), пробы сил (И.П. Волков), творчества и самостоятельности (Л. и Б. Никитины), учебного материала (С.Н. Лысенкова), важности и величины доступных ребенку целей (С. Соловейчик), личностного поведения для «самостроительства» (О.С. Газман, В.А. Караковский), уникальности жизнедеятельности (Д. Икеда, П. Робен), реакций (В. Лай), художественного творчества (Р. Штейнер), работы «по вкусу» (С. Френе), многовариантного построения процесса обучения (И.П. Волков), самодеятельности через планирование, поиск, обсуждение (И.П. Иванов) и т.п. — Создание условий. Развитие процессов саморегуляции и самоорганизации (И. Яковлев); творчество, проявление самостоятельности и самостоятельной активности (Ш.А. Амонашвили); игровая деятельность, драматизация и инсценировки (В.Н. Сорока-Росинский, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург, Т.И. Гончарова), формирование любознательности и пытливости (Л. и Б. Никитины); собственное действие по добыванию свободы; самоосвобождение, самообуздание (С. Соловейчик), самоисследование и самоанализ (О.С. Газман); способность к самопознанию и самореализации (В.А. Караковский); собственное открытие (Х. Паркхерст), свободное художественное творчество (Я. Корчак) и т.п. Вестник КГУ Л 2017 — Педагогическое сопровождение саморазвития. Создание благоприятной «педагогики среды» (С.Т. Шацкий, С. Френе, Д. Икеда), моделирование предметной и разнообразной спортивной и деятельностной обстановки (Л. и Б. Никитин, Ш. А. Амонашвили); создание неформальной атмосферы, диалога (Е.А. Ямбург, В.С. Библер), забота как совместное планирование, обсуждение, оценка сделанного (И.П. Иванов); «проектировка» и самопроектирование (В.А. Караковский) человеческой личности и характера (А.С. Макаренко); товарищеское содружество по постижению знаний, по игре и творчеству (О.С. Газман); бесконечное поддержание хрупкого баланса человеческих отношений, координация свободы и ответственности личности (Е.А. Ямбург); индивидуализация и специализация урока, соответственно наклонностям способностям обучающихся (С. Гессен) и т.п. Читать статью САМОВОСПИТАНИЕ КАК КУЛЬТУРА САМОРАЗВИТИЯ Итак, понятие «саморазвитие» не является новым для науки, а межнаучный статус данной проблемы выступает как необходимое условие поиска системных закономерностей развития «Я» в биогенезе, социогенезе и онтогенезе. Мы считаем, что ключом к построению межнаучной концепции саморазвития человека являются собственные потребности (материальные, духовные, биологические, культурные и т.п.). Являясь межнаучной категорией, саморазвитие только в 90-х годах XX века стало самостоятельным предметом изысканий и содержит в основе следующие представления наук. Философия — интегратор знаний о человеке является методологической опорой для положений, раскрывающих такие понятия, как бытие, сущность и смысл жизни, идеалы, самопознание, движение и развитие, самодвижение, истина, выбор поступка, интересы, жизненный путь, событие жизни и др. «Саморазвитие» в философии — не только предмет исследования, но и объяснительная категория, выражающая принцип активности личности в развитии. Медицина (психиатрия, физиология) важна для понимания саморазвития с точки зрения механизмов управления физическим и психическим развитием, обусловленным высшей нервной деятельностью. Данная наука рассматривает саморазвитие человека как особенность биологической системы: индивидуальные биохимические свойства, выбор, мотивационно-гигиеническая теория, возможности здоровья и др. Психология (психофизиология) изучает законы развития психики человека, влияющие на готовность к саморазвитию. В исследованиях психологов по проблеме саморазвития представлены различные проявления человека: мотивация, способности, самоактуализация, самосознание, самооценка, потребности, черты индивидуального характера, настроение, установки, ценностные ориентации, поступки, «Я» концепция и т.д. Задача психологии найти методы выявления и измерения способностей, задатков, склонностей подростков для формирования готовности к саморазвитию. Изучение жизненного пути человека сближает психологию с социологией. Социология дает представления об общих тенденциях формирования саморазвития с точки зрения социальных процессов и направлена на поиск общих тенденций в данном направлении. Реальная возможность, иррациональные и рациональные желания, осознание предстоящего, исследование, феномен, связи, факты и др. Педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на процессы формирования саморазвития, разрабатывает законы управления ими, их оптимизации. Единство теоретических и методических основ саморазвития, перевод в область практического осуществления — эту сложнейшую проблему решает педагогика. т.е. объединение этих наук, обеспечивает технологичность педагогического знания о саморазвитии и прикладную направленность психологического. В исследованиях психолого-педагогической науки представлены стремления понять сущность саморазвития, есть попытки раскрыть его механизмы, выявить структуру и процессы его порождающие. Говоря о проблеме саморазвития необходимо учитывать концептуальные положения всех наук. В наше время проблема науки о человеке состоит в том, что она является проблемой не только философских изысканий, но и всех наук, сфер деятельности, всей системы культуры. Все представленные концептуальные основы саморазвития и их влияние на практическую деятельность мы проследили в результате опытно-экспериментальной работы, организованной на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Санаторная школа-интернат № 6» г. Ярославля. Нами реализована идея о педагогическом сопровождении формирования готовности к саморазвитию, выделены ее основные показатели: субъектность, рефлексивность, проектирование, которые обнаруживаются в урочной, внеурочной и внешкольной практической деятельности подростка и проявляются в уровнях готовности подростков (табл. 1). На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мы отметили недостаточный уровень субъектности, способность к рефлексии и прогнозированию требовало дальнейших разработок путей их развития (см.: табл. 2, начальный этап опытно-экспериментальной работы). Изученные статистические данные, анализ философской, педагогической, психологической и медицинской литературы позволил выделить условия, которые непосредственно ведут к осознанию своих Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5 Критерии готовности подростков к саморазвитию Критерий Показатели Уровень высокий средний низкий Субъектность социальная адаптиро-ванность, социальная автономность, социальная активность инициативен, открыт новому опыту, старается не сдаваться в случае трудностей и неудач, верит в свои силы, в решении задач полагается на собственные способности может проявлять настойчивость и упорство в достижении значимых для него целей пассивен, полагается скорее на обстоятельства и других людей, чем на собственные силы, довольствуется готовыми шаблонами и имеющимися знаниями Способность к рефлексии рефлексивная позиция склонен к рефлексии, осознанию своих мыслей, чувств, поступков не склонен к глубокому и тщательному обдумыванию собственных действий, поступков не склонен к самоанализу, избегает ответственности Способность к прогнозированию собственный проект целеустремлен, имеет четкое представление о своем будущем, работает над собой, осознает свои недостатки и стремится их исправить знает свои достоинства и недостатки, но не всегда имеет желание и возможность что-то в себе менять возможные препятствия и неудачи могут заставить отступить от поставленной цели, не считает нужным создавать проект и работать над собой Распределение учащихся санаторной школы-интерната по уровню готовности к саморазвитию на начальном и итоговом этапе опытно-экспериментальной работы (в %) Критерий Уровень Этапы Субъектность (социальная адаптированность, социальная автономность, социальная активность) Высокий 47 58 Способность к рефлексии Высокий 27 37 Способность к прогнозированию Высокий 33 41 внутренних потребностей, способов и содержания, готовности к саморазвитию: субъектность, рефлексивность и способность к проектированию. Целенаправленная деятельность всех участников образовательных отношений в этом направлении позволила достичь позитивной динамики показателей готовности к саморазвитию (см.: табл. 2, итоговый этап опытно-экспериментальной работы). Итак, человек живет в сложном многоконтекстном мире, включающем физические, биологические, социальные и индивидуальные значения. При решении проблемы саморазвития необходимо учитывать концептуальные положения всех наук. Для запуска процесса саморазвития должны реализоваться следующие ключевые аспекты педагогического сопровождения: стимулирование, свободный выбор как проба, создание условий среды: субъектность, рефлексивность, проектировочная деятельность. 1. Аракчеева С.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся санаторной школы-интерна- та в соответствии с требованиями ФГОС / С. А. Аракчеева, М.П. Веденьев, С. Л. Леонидова, Н.В. Чупин, О.М. Фалетрова; под науч. ред. О.М. Фалетровой. -Ярославль: РИО ЯГПУ 2017. — 186 с. 2. Байбородова Л.В. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, А.П. Чернявская, И.Г. Ха-рисова. — Ярославль: РИО ЯГПУ 2016. — 190 с. 3. Деркач А.А. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. — 2009. — № 2. — С. 222-234. 5. Кузнецова Н. Саморазвитие начинается с потребности // Учитель. — 2006. — № 5. — С. 83-84. 6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. — М.: Академия, 2004. — 256 с. 7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2000. — 192 с. Читать статью Самоутверждение как одна из форм саморазвития. Структура и стратегии самоутверждения 8. Рожков М.И. Концептуальные идеи, труды, ученики. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. — 107 с. 9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: ПСТГУ — 2013. — 242 с. Вестник КГУ ^ 2017 1. Arakcheeva S.A., Veden’ev M.P., Leonidova S.L., CHupin N.V, Faletrova O.M. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie uchashchihsya sanatornoj shkoly-internata v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS: uchebno-metodicheskoe posobie / pod nauchn. red. O.M.Faletrovoj. -YAroslavl’: RIO YAGPU, 2017. — 186 s. 2. Bajborodova L.V, Rozhkov M.I. i dr. Teoriya vospitaniya i tekhnologii pedagogicheskoj deyatel’nosti. — YAroslavl’: RIO YAGPU, 2016. — 190 s. 3. Derkach A. A. Samorealizaciya kak strukturoobrazuyushchij konstrukt i process v ontogeneze (teoretiko-metodologicheskoe obosnovanie)//Mir psihologii. — 2009. — № 2. -S. 222-234. 5. Kuznecova N. Samorazvitie nachinaetsya s potrebnosti // Uchitel’. — 2006. — № 5. — S. 83-84. 6. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya: uchebnoe posobie dlya studentov obrazovatel’nyh uchrezhdenij srednego professional’nogo obrazovaniya obuchayushchihsya v pedagogicheskih uchilishchah i kolledzhah. — M.: Akademiya, 2004. — 256 s. 7. Mudrik A.V. Social’naya pedagogika: Uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov / Pod red. V.A. Slastenina. — M.: Akademiya, 2000. — 192 s. 8. Rozhkov M.I. Konceptual’nye idei, trudy, ucheniki. — YAroslavl’: RIO YAGPU, 2016. — 107 s. 9. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub»ektivnoj real’nosti v ontogeneze. — M.: PSTGU. — 2013. — 242 s. Раздел 1.Изучение феномена саморазвития в различных науках Подходы психологии к изучению саморазвития личности. Педагогические теории саморазвития. Социологический подход к саморазвитию личности в обществе. Основные понятия саморазвития: личность, индивид, индивидуальность, рефлексия, самоанализ, самооценка. Саморазвитие личности как научная категория. Сферы и области самопознания и саморазвития. Раздел 2. Теоретические аспекты саморазвития. Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм). Бихевиоризм и теории фрустрации-агрессии, теория игр, идея социального обмена. Теории самооценки, самоактуализации личности. Личностная неопределенность. Ролевая концепция личности. Теории самооценки, самоактуализации личности.Я-концепция индивида. Раздел 3. Практические аспекты саморазвития Самоуважение как степень саморазвития личности. Притязания личности. Зависимость самоуважения от уровня притязаний личности и успешности её деятельности.Единство субъективного и объективного в личности. Сохранение целостности личности. Зрелая личность. Критерии развития личности. Измерение самооценки личности, её природы и типов. Раздел 4. Профессиональное саморазвитие личности Детерминанты профессиональной самореализации. Уровни, механизмы и барьеры самореализации в профессии. Рефлексия и ее роль в профессиональной деятельности. Самоконтроль и компетентность. Механизмы самореализации личности руководителя. Различия в профессиональном саморазвитии личности: возрастные, гендреные, территориальные, статусные. Факторы эффективного профессионального саморазвития. Механизмы профессионального саморазвития Содержание обзорных лекций Семестр Номер лекции Темы лекций Подходы различных наук к изучению саморазвития личности Теории самооценки, самоактуализации личности. Зрелая личность. Критерии развития личности. Факторы эффективного профессионального саморазвития Содержание практических занятий Семестр Номер практического занятия Содержание Основные понятия саморазвития: личность, индивид, индивидуальность. Сферы и области самопознания и саморазвития. Измерение самооценки личности, её природы и типов Механизмы профессионального саморазвития ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА САМОРАЗВИТИЯ» Основной частью процесса обучения студента заочной формы обучения является самостоятельная работа над учебным материалом, которая состоит из следующих элементов: изучение материала по учебникам и методическим пособиям; самопроверка изученного материала по контрольным вопросам, предлагаемым в данном методическом пособии; выполнение контрольной работы, подготовка к экзамену. В процессе самостоятельной работы студент может обращаться к преподавателю с вопросами для получения письменной или устной консультации. Завершающим этапом изучения курса является сдача семестрового зачета в соответствии с учебном планом. Изучение материала по учебнику и учебным пособиям Начинать изучение курса необходимо с рассмотрения его содержания по программе, затем нужно приступить к рассмотрению отдельных разделов. При этом, после первого, ознакомительного прочтения содержания раздела необходимо ознакомиться с контрольными вопросами к данной теме, их последовательностью, а затем еще раз более глубоко изучить содержание темы. Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения вопросов предыдущих тем и выполнения самопроверки, т.е. необходимо самостоятельно ответить на предлагаемые контрольные вопросы, которые акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы. При изучении материала полезно вести конспект, в котором следует отражать основное содержание изучаемых разделов. В конспект следует заносить основные понятия и закономерности рассматриваемой темы, выводы, впервые встретившиеся термины с кратким пояснением их сущности. Желательно по возможности систематизировать материал, представлять его в виде схем, таблиц – это облегчит запоминание материала и позволит в дальнейшем более детально восстановить его в памяти при повторном обращении. Следует вникать в сущность того или иного вопроса – это способствует более глубокому и прочному усвоению материала. Консультации При изучении материала у студента могут возникнуть вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается. В такой ситуации студенту следует обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации. При этом необходимо точно указать вопрос, учебник и место в учебнике, где рассмотрен затрудняющий студента вопрос. Контрольное задание В процессе изучения курса «Теория и практика саморазвития» студент должен выполнить одно контрольное задание в виде реферата, в котором должна быть подробно раскрыта заданная тема. Цель контрольного задания – выявить знание студентом специальной литературы, умение самостоятельно анализировать материал и излагать его в письменной форме. Контрольное задание должно выполняться самостоятельно. Выполнение контрольного задания следует начинать с ознакомления с литературой по выбранной теме. После составления списка необходимой литературы студент приступает к ее изучению, выделяя самые значимые разделы. Когда сложится «картинка» изучаемого предмета или явления, можно приступить к составлению плана контрольного задания, а далее продолжить более детально изучение литературных источников по выбранной теме и выполнению непосредственно самого задания. Схема плана контрольного задания такова: введение, параграфы основной части (обычно 3–4), заключение и список использованной литературы. Варианты контрольного задания и правила ее выполнения представлены ниже в соответствующем разделе. Контрольные задания, выполненные с нарушением изложенных правил или выполненные студентами не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются без проверки. In this article: В тренде Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»