СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ статья по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славская Ирина Вячеславовна
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славская Ирина Вячеславовна
Текст научной работы на тему «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории»
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ статья по теме
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Скачать:
Вложение
Размер
stimulirovanie_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx
33.24 КБ
Предварительный просмотр:
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой живёт человек и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы его к самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Саморазвитие – это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.
Этому поможет технология саморазвития личности, специальные цели педагогического процесса, содержание, методы и средства.
Основой определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные – потребности улучшать и совершенствовать себя. В основе познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия
( размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния).
Потребность в самооутверждении:
Стремление иметь преимущество перед окружающими, занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, т.е. совершенствоваться.
Есть и отрицательные проявления этой потребности:
Стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоение чужого.
Потребность в самовыражении:
Стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться себе, желание общаться.
Потребность в самоопределении :
Поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.
Потребность в безопасности, защищённости – это желание не чувствовать страха, ощущать любовь, симпатию, защита своих принципов.
Потребность в самореализации :
Способность быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь.
Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.
Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу воле проявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.
Ведущей мотивацией является нравственно – волевая мотивация.
Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции.
Стимулирующую роль играет «самооценка». Выявилось, что у трети учащихся самооценка занижена. Изменить ситуацию поможет кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
Верить в каждого ребёнка и его возможности;
Оценивать не личность, а действия, поступки;
Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
Проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
Не торопиться с выводами;
Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
Начиная с 5 класса и далее, понижается мотивация учащихся к познавательной деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7 классу. Обратите внимание на результаты анкеты «Мотивы и цели», которая была проведена среди учащихся 4, 7-8, 10-11кл. и проранжирована. В анкетировании принимало участие 140уч. Результаты показали следующее:
1.Почему (зачем)вы учитесь, ходите в школу? Что вас заставляет учиться?
Нравится получать пятерки
Учусь потому, что так надо
Потому что интересно, нравится узнавать новое
Учусь, так как убежден, что знания- основа будущих успехов
Нравятся отдельные предметы, по которым могу проявить себя
Учиться не нравится, но общаться с друзьями нравится
2.Поставьте свои собственные цели в учебной деятельности:
Окончить 9-11 классов школы
Узнать как можно больше
Освоить какую-либо практическую область (начала профессии)
Изучить какие-либо науки (математику,историю)
Учиться без двоек (троек,четве
Стать культурным и образованным человеком.
–(Слайд ) Из анкеты видно, что именно в 7 классе нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учёбе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.
Педагогическое стимулирование понимается как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося.
Диапазон стимулов колеблется от двух до шести. В основном это:
Оценка
Запись благодарности в дневник
Словесное поощрение
Групповая работа
Назначение консультантом
Выставка лучших работ
Сбор стимулирующего материала осуществлялся через посещение уроков, через опрос и анкетирование учащихся.
Наиболее часто называются стимулы:
В 4- 5-х классах – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки, взаимопроверка;
В 6-х классах – познавательные игры, задания практического характера, работа в парах и группах, креативные минутки;
В 7-х классах – познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих нынешних результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя.
Читать статью Личность как субъект развития
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКА.
Познавательный интерес есть у каждого ребёнка, его отсутствие на ранних этапах развития – признак психического отклонения ребёнка.
Познавательный интерес тесно связан с познавательной мотивацией. В психологии есть понятие «зона ближайшего развития», введённое психологом Л.С. Выготским. Она определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но осуществляет с помощью взрослого, что потом становится его собственным достоянием.
Учителя-предметники не всегда замечают интересы учащихся в другой сфере. Познавательный интерес стимулируется иногда благодаря тому, что учитель оценивает не только формальный результат работы, но и те усилия, которые прикладывает ученик в процессе его выполнения.
Итак, познавательный интерес – это факел, горение которого нужно всегда поддерживать и не допускать, чтобы он затухал.
Если у ребёнка есть зачатки познавательного интереса, важным моментом является не втиснуть его в формальные рамки, а расширять его, находя новые пути, новые грани познавательных потребностей ученика. В подростковом возрасте часто наблюдается спад учебной мотивации. Во многом это обусловлено особенностями подросткового возраста, тем, что для подростков становится более значимым мнение сверстников, нежели мнение педагогов и родителей. Вместе с тем именно в подростковом возрасте формируются новые познавательные интересы. В этот период всплывают одарённые дети: девочки с литературными наклонностями, мальчики – с техническими.
было проведено анкетирование учащихся
Цель: установление характера и силы познавательного интереса учащихся. Учащимся без специального предупреждения и подготовки предлагалось написать сочинение на тему: «Что я знаю о… (любой предмет на выбор) Результаты показали, что выбор предметов разнообразен: литература, информатика, история, русский язык, физика, обществознание, алгебра, физика, химия, в каждом сочинении прослеживается интерес, связанный не только с о школьной программой, но и широкий познавательный. Если судить о силе познавательного интереса, то сильнее он выражен у учащихся старших классов, нежели шести — семиклассников (сочинения прилагаются)
Вот выдержки из сочинений:
«Каждый Россиянин должен знать русский язык. Русский язык изучают во многих странах мира. Русский язык учит, как правильно говорить и писать. В русском языке много разных правил».
«Алгебра – это точная наука. В этом предмете очень много интересного. С каждым годом мы узнаём много нового. Решаем уравнения, задачи, примеры. В этом году мы начали изучать степень. И нам очень интересно, какая же тема дальше по алгебре будет!»
«Что я знаю об английском языке? Я точно знаю, что этот предмет понадобится мне в жизни. Мне нравится английский язык, я хочу разговаривать на нём, как на своём родном. Конечно, в будущем я хочу поехать в Англию и побывать в самых красивых и знаменитых местах.
Вторая анкета выявляла интерес учащихся в школе
Цель: установление характера и особенностей учебных интересов и склонностей учеников. Ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы (см. слайд «Что интересно учащимся в школе ») «Результаты анкеты «Что вас привлекает в школе» 9-11кл.) (см. Вставка)
Наиболее эффективным в формировании мотивации учебной деятельности школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у у них познавательных процессов и творческой активности
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении. Исследования показывают, что интерес школьников к учёбе снижается с переходом из начального звена в среднее, учебная мотивация ослабевает. Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности. В школе проводилась определённая работа по выявлению уровня развития учебной мотивации подростков, уровня развития познавательных процессов и степени успешности обучения. Необходимо было выяснить мотивы наиболее значимые для подростков, выявить, что побуждает и направляет их учебную деятельность. Основной мотив учения – самоопределение и самоутверждение. Подростки остро реагируют на оценку, пытаются исправить плохую отметку, ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников. И побуждают, и направляют учебную деятельность подростков, как правило, мотивы, связанные с чувством долга перед родителями
Проведено исследование в школе через использование в 5-7 классах методики «Отношение к учебной деятельности».
По результатам методики легко обнаруживается мотив благополучия прежде всего получения хорошей оценки знаний. Сильным побуждающим фактором является чувство долга перед родителями и получение знаний.
Понимание того, что необходимо стать хорошим специалистом сохраняется, так как многие считают, что от этого зависит материальное благосостояние.
Многие снижают свою успеваемость из-за того, что не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. В силу этого появляется отставание в учёбе. Это видно из ответов
Многое не понимаю
Не могу заставить себя работать
Каждому ребёнку учиться приятно тогда, когда он чувствует успех, когда он верит в свои способности.
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании »
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славская Ирина Вячеславовна
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что главная роль в формировании познавательной активности учащихся отводится нетрадиционным формам уроков. Особое место в процессе развития познавательной деятельности при проведении НФУ принадлежит педагогическим инновационным технологиям и методикам.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славская Ирина Вячеславовна
Применение современных методов изучения географических объектов во внеурочной деятельности на примере «Корееведение»
Текст научной работы на тему «Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности с применением нетрадиционных уроков по истории»
1. Бордовская Н.В., Даринская Л.А., Костромина С.Н. Современные образовательные технологии // М.: Кнорус, 2011. С. 269.
2. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика, 1999. № 3. С. 27.
3. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности. // С.-Пб.: Знание, 2006. С. 190.
4. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика, 2000. № 7. С. 18.
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. [Текст]: учебное пособие. // М.: Академия, 2006. С. 175.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ПО ИСТОРИИ Славская И.В.
Славская Ирина Вячеславовна — учитель истории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 им. Дейнега ст. Павловской, ст. Павловская, Воронежская область
Читать статью Персональный сайт как новый инструмент в работе учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена тем, что главная роль в формировании познавательной активности учащихся отводится нетрадиционным формам уроков. Особое место в процессе развития познавательной деятельности при проведении НФУ принадлежит педагогическим инновационным технологиям и методикам.
Ключевые слова: проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, проектные и исследовательские методы, игровые методы.
Цель обучения сегодня состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи остаются неизменными многие десятилетия: это всё то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Немалая роль в формировании познавательной активности учащихся отводится так называемым нетрадиционным формам уроков (НФУ). Это связано со становлением, нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Применение НФУ (урок-игра, урок-дискуссия) — это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Любой урок требует создание условий для мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшее требование в организации современного урока. Познавательная деятельность человека, как и любой другой вид деятельности, всегда
имеет мотив — побуждение, показывающее, ради чего человек выполняет данную деятельность.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
Она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.
Особое место в процессе развития познавательной деятельности при проведении НФУ принадлежит педагогическим инновационным технологиям и методикам. Среди них: проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, проектные и исследовательские методы, игровые методы, интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Одним из часто используемых методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и «кейс-метод» (метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации). При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:
> улучшает владение теорией;
> учит правилам ведения дискуссии;
> развивает коммуникативные навыки;
> развивает аналитическое мышление;
> развивает навыки разработки и оценки альтернативы.
Применяя данный метод лучше использовать задания, основывающиеся на позиции субъекта истории (исторического лица, современника событий). Например:
— Представь встречу: Мартина Лютера,Томаса Мюнцера, короля Англии Генриха VIII. Составь разговор между ними, в котором, они убеждают о преимуществах именно их церкви (лютеранской, кальвинистской, англиканской). Какие вопросы не вызвали бы между ними спора?
Лучше использовать Кейсы в конце изучения больших тем. Чаще всего они бывают межпредметные. Не следует использовать вначале учебного процесса, когда у учащихся нет начальных знаний Кейс — технология требует опоры на уже имеющиеся предметные знания.
Технологии критического мышления очень удобна при работе над написанием эссе, а также при обобщении материала. В этих случаях на уроках можно использовать один из приемов технологии критического мышления — формулу «ПОПС»:
П — предположение (Я считаю, что. ).
О — обоснование (Потому, что. ).
П — пример (Я могу доказать это тем, что. ).
С — следовательно (Я делаю вывод.).
Учащимся предлагается на уроке задание: «Ты — человек XXI века попал в 1095 г. и слышишь призыв папы Римского Урбана II об освобождении Гроба Господня в Иерусалиме. Ты уже знаешь итоги и последствия крестовых походов. Поддержал бы ты Папу или убедил его отказаться от походов? Какие аргументы бы ты привел?»
Используй в своем ответе
П — позиция (в чем заключается ваша точка зрения) —я считаю, что.
О — обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) — потому что.
П — пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) —например
С — следовательно (вывод: что надо сделать или призыв к признанию вашей позиции) — поэтому следует.
Любой нетрадиционный урок по истории сопровождается использованием интерактивных методов (ЭОР). Использование на уроках истории ЭОР помогает реализовать следующие задачи:
> Настроить (мотивировать) учащихся на изучение определенной темы или на выполнение конкретной работы.
> Развить определенные умения, навыки и компетенции учащихся.
> Привлечь внимание учащихся к той или иной теме или проблеме.
> Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса.
> Расширить кругозор и познавательную активность учащихся.
Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы обучающихся. В качестве НФУ по истории часто использую игровые технологии.
Игры — головоломки — это занимательные задачи и задания, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, необычной формой представления задания. Часто использую такие игры — головоломки: «Слово по вертикали», «Карты прошлого и настоящего», «Восстанови изображение», «Восстанови карту», «Проложи дорогу к храму», «Пирамиды» и другие.
«Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов. Игра позволяет осуществить связь времён прошлой и настоящей эпохи, углубить знания исторической карты.
Включаю работу с понятиями: Учащимся при изучении темы «Финикийские мореплаватели», предлагается задание определить, о каких географических названиях говориться в тексте.
. 1.. же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к ..2..; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь ..3.. . После прекращения строительства канала из ..4.. в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через ..5. пока не достигнут ..6.. и таким образом не возвратятся в Египет. Финикияне вышли из ..7.. и затем поплыли оп ..8.. . Осенью они пристали к берегу и, в какое бы место в ..1.. ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули ..5.. и прибыли в ..3.. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг ..1.. солнце оказывалось у них на правой стороне. Геродот. «История в девяти книгах».
Читать статью «Золотые правила» искусства полемики. Как нужно спорить?
2. Геракловы столпы (Гибралтарский пролив).
7. Северное море (Средиземное море).
8. Южное море (Индийский океан).
При выполнении задания учащиеся не только развивают картографические умения и навыки, но и устанавливают по карте местоположение древних географических названий, соотносят их с современными.
Таким образом, активное использование инновационных образовательных технологий позволяет решить проблему повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе может возникнуть в том случае, когда соблюдены три условия:
• мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно, как меня учат.
Несмотря на высокую степень эффективности НФУ в процессе обучения, в то же время их не следует полностью абсолютизировать. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока. Может способствовать успешному развитию личности учащихся. Такие формы работы не могут не являться способом стимулирования учащихся познавательной деятельности на уроках истории.
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. М.: Педагогика, 2003.
2. ГинзбургМ.Р. Изучение учебной мотивации. М.: Педагогика, 2003.
3. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. С. 89, 100, 115.
4. МаслоуА.Г. Мотивация и личность. М., 2001. С. 218.
5. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Вопросы психологии, 1994. № 4. С. 45.
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным , инициативным, творческим людям. Сегодня родители и педагоги как никогда озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок , входящий в этот мир, стал уверенным, умным, добрым и счастливым.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. В дошкольных учреждениях предлагается решение следующих задач :
• Поощрение познавательной инициативы ребенка , детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений , уважительное к ним отношение;
• Опора на такие виды познавательной активности , как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ;
• Организация познавательной среды , стимулирующей познавательную активность детей .
Сегодня в педагогической литературе выделяют новый принцип обучения и воспитания детей : стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения.
Показателями познавательной активности являются следующие умения :
– анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;
– синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
– рассуждать, делать умозаключения, выводы;
– предоставлять аргументы и доказательства.
Можно говорить о двух типах детской активности : собственно активность ребенка , полностью определяемая им самим, и активность, стимулируемая взрослым . Они лежат в основе развития личности ребенка и психического развития. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка , так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Необходимо создание педагогических условий для развития познавательной активности :
– организация познавательного поиска детей ;
– создание обогащенной предметно-пространственной среды ;
– организация экспериментирования, исследовательской работы;
– проектная деятельность детей ;
– обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;
– создание ситуации успеха;
Эти условия можно рассматривать как средства стимулирования процесса познания . Важным фактором стимулирования познавательной деятельности является познавательно – побуждающая мотивация, которая, как утверждают психологи, помогает создавать у дошкольников и младших школьников направленность на познавательную деятельность , делает процесс познания личностно значимым .
Главное – вызвать у ребенка интерес к деятельному поведению , к познанию . Микроисследовательские ситуации вовлекают детей в творчество.
Большой интерес у детей вызывает проектная деятельность . Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Основное требование к проекту — «исходить от ребенка » . В дошкольном детстве проекты несложны. Ребенок должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения. Педагогическая ценность детского проекта определяется тем, что ребенок самостоятельно (или коллективно) выполняет проект; содержанием в нем проблем, которые могут стать основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ребенке работа над проектом , заинтересованностью в работе «от всего сердца» . Для дошкольников предлагаем простые проекты : Проект – наблюдение, Проект – рассказ (фантастическая история на заданную тему) Конструктивные проекты, Проекты — игры, Экскурсионные проекты. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом , вдохновляющим ребенка на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов .
Есть один античный афоризм «Примеры полезнее наставлений» . Примером организации проектной деятельности в начальной школе – детском саду является работа над экологическими проектами, предложенными Рыжовой, над проектами «Моя семья» , «Распорядок дня» , «Вылечи книжку» и др.
Саморазвитие ребенка , имеющего определенные умения и навыки, опыт общения, происходит не только под влиянием взрослого, но и собственно в детской среде . Ребенок так устроен , что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения.
Взрослые познают в основном внешнюю , объективную форму существования мира детства. Но нельзя отрицать очевидного : мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания мира .
Здесь формируется жизненный опыт ребенка : он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, пытается эффективно решать трудные ситуации, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир , людей, и не только тех, которые ежедневно рядом.
Проект предусматривает формирование активной позиции ребенка , установок на толерантное поведение. Особенностями организации совместной деятельности является синтез , комплексность, интеграция, акцент на чувственно – образное мышление. Формы организации детской жизни – презентации, события, игровые проекты, выставки.
Таким образом, стимулируя познавательную деятельность ребенка , развивая творческую активность, мы создаем условия для осознанного им выбора способов саморазвития , воспитания уверенности в себе, комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.
Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.
У нас сегодня пятая медаль. Молодец. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был самым умным, самым красивым и самым здоровым. Развивая малыша, нужно помнить о том, как важны для.