Тестирование «Отношение ребенка к членам своей семьи» Методика «Цветик — восьмицветик». Под ред. С.В.Велиевой.
тест светик-семицветик, Яровицкая
Диагностика отношений в семье
Тест семейных отношений Бене и Антони
Методика «Цветик-восьмицветик»
Тестирование «Отношение ребенка к членам своей семьи» Методика «Цветик — восьмицветик». Под ред. С.В.Велиевой.
Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, их отношение к ребёнку. Основные психические состояния, испытываемые ребёнком в семье.
Материалом служат разноцветные лепестки (красного, жёлтого, зелёного, голубого, фиолетового, коричневого, серого, чёрного цветов), сердцевина цветка – белого цвета.
Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы.
Инструкция: «Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; выбери лепесток, цвет которого, ты чувствуешь, похож на маму (папу, брата, дедушку, бабушку и т.д.)».
Необходимо следить, чтобы ребёнок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идёт речь, а по своему отношению к нему.
Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребёнка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребёнком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как правило, лепестки, обозначающие значимых близких взрослых, ребёнок кладёт около лепестка, который был выбран для него самого.
«Близко, рядом, вместе»
Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость.
Весёлый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребёнком, оценке его деятельности.
«Рядом, но не всегда вместе»
Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы.
«Надежда и опора»
Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты.
Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом.
Отстранённый член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребёнка.
Неэмоционален, угнетает активность ребёнка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребёнку.
Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребёнком и данным лицом.
Тестирование Отношение ребенка к членам своей семьи Методика Цветик — восьмицветик. Под ред. С.В.Велиевой. Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, их отношение к ребёнку. Основные психические состояния, испытываемые ребёнком в семье. Материалом служат разноцветные лепестки (красного, жёлтого, зелёного, голубого, фиолетового, коричневого, серого, чёрного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы. Инструкция: Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; выбери лепесток, цвет которого, ты чувствуешь, похож на маму (папу, брата, дедушку, бабушку и т.д.). Необходимо следить, чтобы ребёнок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идёт речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется: цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребёнка. Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребёнком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как правило, лепестки, обозначающие значимых близких взрослых, ребёнок кладёт около лепестка, который был выбран для него самого. цвет Характеристика Желтый Близко, рядом, вместе Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость. Красный Активное взаимодействие Весёлый человек, склонный к активным действиям. Некоторая неровность, нестабильность в отношениях с ребёнком, оценке его деятельности. Голубой Рядом, но не всегда вместе Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы. Зелёный Надежда и опора Ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты. Фиолетовый Состояние, близкое к игнорированию данного лица. Безучастный член семьи, не обладающий авторитетом. Коричневый Отстранённый член семьи. Злой, требовательный. Часто несправедливо наказывающий ребёнка. Серый Неэмоционален, угнетает активность ребёнка. Самолюбив, критичен, придирчив к ребёнку. Черный Агрессивный. Возможны физические наказания, угрозы с его стороны, оскорбления. Устойчивый конфликт между ребёнком и данным лицом.
660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48 119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6 РЕЖИМ РАБОТЫ: ПН — СБ с 9:00 до 20:00
Читать статью Типы семейных отношений
© 2016-2022 сетевое издание «Солнечный свет», 0+
тест светик-семицветик, Яровицкая
Цель: выявление эмоционального отношения ребенка к членам семьи.
Материал: цветные карточки из набора М. Люшера в виде лепестков цветка по нескольку каждого цвета (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый). Сердцевина цветка – белого цвета. Карточки, изображающие фигурки людей, принятых ребенком за членов семьи, включая его самого.
Процедура тестирования имеет 2 этапа.
Первый — состоит в том, что ребенку предлагается расположить в порядке предпочтения «лепестки».
Инструкция ребенку: «Скажи, какой цвет для тебя наиболее приятный? Выбери, пожалуйста, лепесток, какой тебе хочется».
На втором этапе ребенку предлагается выбрать из предложенных карточек с изображениями фигур людей те, которые наиболее «похожи» на реальных членов его семьи.
Инструкция ребенку:
Выбери карточку, которая наиболее подходит, когда ты думаешь о маме;
Выбери карточку, которая наиболее подходит, когда ты думаешь о папе;
Аналогичным образом перечисляются все члены семьи ребенка (включая его самого).
Дополнительные вопросы:
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с семьей;
Выбери карточку, которая ассоциируется у тебя с ситуацией, когда вы всей семьей что-то делаете;
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с друзьями;
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с воспитателем;
Выбери цвет, который ассоциируется у тебя с детским садом.
Протокол к методике ЦТО
Цвета в порядке предпочтения
Персонажи, ассоциированные с данным цветом
Что-то делают с семьей
Интерпретация результатов: анализируются цветовые предпочтения для каждой фигуры, совпадение цветов, выбранных для себя и кого-то из фигур. Чем больше эмоциональная привязанность и симпатия ребенка к тому или иному члену семьи, тем более приятного цвета лепесток он выбирает для него.
Качественные показатели теста сгруппированы в следующие симптомокомплексы (СК) (табл. 2.):
Описание симптомокомплексов (СК) к методике ЦТО
Описание СК
Полное спокойствие, чувство удовлетворения, уравновешенности, гармонии, свободы от напряжения; чувство единства со своим окружением, принадлежность ему; умиротворенная чувствительность, связанная со способностью к сопереживанию
Волевое напряжение. Настойчивость
Воля к действию, упорство, настойчивость; «Я» обретает высокую ценность во всех проявлениях самоутверждения и обладания собственностью; уверенность в собственной ценности; чувство гордости, сознание превосходства над другими
Жизненная сила, непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов; страсть ко всему, в чем присутствует жизненная активность и богатство опыта; импульс к активности деятельности; воздействие воли