Психология и отношения Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования преподавателя Понятие личностного роста преподавателя Bywebexperience Published 01.04.2024 Содержание Саморазвитие как профессиональный рост педагога Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования преподавателя Понятие личностного роста преподавателя Профессиональное самосовершенствование педагога Похожие записи: Саморазвитие как профессиональный рост педагога Проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей вопросы профессионального самосовершенствования педагога. Рассмотрены основные направления, представляющие основные элементы психического содержания динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели автора к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Проблема профессионально-личностного становления рассмотрена с позиции того, что основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя. Развитие позитивного отношения к себе рассматривается в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту. 1. Вершловский, С.Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / С.Г. Вершловский. – М.: Сентябрь, 2002. – 160 с. 2. Волгина, И.В. Личностно-профессиональное развитие педагогов учреждений дополнительного образования/ И.В. Волгина // Педагогическое образование в России. – 2011. — №4. 3. Ежак, Е.В. Личностный ресурс педагога в контексте профессиональной успешности / Е.В. Ежак // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. — № 4. 4. Климов, Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 101-102. В современных условиях модернизации образования большую значимость приобретают вопросы профессиональной подготовки специалистов, способных быть конкурентоспособными на рынке труда, свободно владеющих своей профессией, компетентных. Одним из важнейших направлений психологического исследования профессионального развития человека – его становления как профессионала является анализ динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. Методолог практической психологии, психологии труда и профориентации Е.А. Климов выделяет в профессиональном развитии индивидуума (развитии субъекта труда) пять основных направлений, фактически представляющих все основные элементы психического содержания этого развития. Рассмотрим их: 1) «приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной)»; 2) «формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности)»; 3) «усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности»; 4) «формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности. (способности)»; 5) «развитие. знания о себе» [4]. Очевидно, что человек, который желает достичь успеха, должен развиваться. Саморазвитие предполагает постоянную работу над собой. Оно затрагивает все сферы человеческой жизни: карьеру, любовь, дружбу, увлечения и т.п. Без стремления к самосовершенствованию, личностному росту невозможна успешная профессиональная деятельность. В свою очередь, личностный рост – стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. По сути, это составляющая успеха в любом деле. Это труд, который должен совершаться человеком над самим собой. Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность. Постепенный личностный рост молодого специалиста, безусловно, влечет за собой изменение содержания его профессиональной деятельности. Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности. Исходным тезисом большинства отечественных исследований является идея детерминации развития личности деятельностью, а поэтому человек изучается с позиций его соответствия профессии и успешной деятельности в ней. Анализируя исследования в этой области, мы обнаруживаем, что профессиональное саморазвитие – это целенаправленный процесс усовершенствования профессионализма, определяемый самим человеком. Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нем качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития. Определение параметров профессионала в различных сферах жизнедеятельности, прослеживание основных изменений, наступающих в этих параметрах по мере повышения профессионализма человека, привели к пониманию важности механизма саморазвития в профессиональном становлении человека. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности. Для человека профессия – это источник существования и средство личностной самореализации. Профессионализация оказывает влияние на личность, может ее стимулировать или, наоборот, разрушать, выступая, таким образом, фактором личностного саморазвития. Анализ исследований позволяет нам в качестве вывода выделить наиболее существенную характеристику саморазвития: основной внутренний механизм развития личности состоит в сознательном, качественном изменение самого себя, саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности. Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, выражающееся в изменении качества его профессиональной деятельности и диалектически связанное с динамикой изменения этого качества. Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта — знаний, умений, навыков. В профессиональной деятельности практически невозможно отделить личностное начало от профессионального. В связи с этим смысл профессиональной деятельности в максимальной степени совпадает с реализацией главной потребности человека – быть личностью, потребности к самоосуществлению, самореализации [5]. Технологические и информационные изменения в мире происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития. Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в нормативных документах и законодательстве результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными. В некоторых профессиях, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение еще не предоставляется всем бесспорным и очевидным, хотя реальное положение вещей говорит об обратном. Системе современного образования присущи инертность, приверженность традициям, сопротивляемость переменам. Любые существенные нововведения воспринимаются средой достаточно болезненно. При этом традиционная система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников высшей школы не в состоянии обеспечить в полной мере непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан самостоятельно поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие [2]. Национальная доктрина образования в РФ в числе приоритетных задач, стоящих перед отечественной системой образования, выделяет обеспечение организации учебного процесса с учетом современных достижений науки; систематического обновления всех аспектов образования; непрерывности образования в течение всей жизни человека; создания программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. В этой связи происходящая в России модернизация системы образования предъявляет особые требования к уровню квалификации педагогических кадров, реализующих образовательные программы нового поколения, в частности, к их непрерывному профессионально-личностному саморазвитию. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту. Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда, по мнению Вершловского, когда педагог «останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа» [1]. В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований. Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. Читать статью 12 основных ошибок и неудач на пути саморазвития Таким образом, личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Безусловно, самое главное в этом – личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании. Если педагог стремится к саморазвитию и личностному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть следующим образом: Рис. 1. Стадии личностно-профессионального роста педагога Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути. Залогом успешного роста педагога будет систематическая самостоятельная, заинтересованная работа с научно-методическими изданиями, разработками, рекомендациями, где представляется опыт коллег. Чем шире кругозор педагога, чем серьезнее он подкован теоретически, тем легче будет найти наиболее удачный метод, форму подачи материала, тем больше будет спектр его мастерства. В ракурсе современных исследований педагога как субъекта профессиональной деятельности большое значение придается личностному потенциалу как специфической «внутренней опоре», позволяющей созидать продуктивные условия реализации педагогической деятельности в достаточно энтропийной среде. Личностный потенциал рассматривается как интегральное образование, включающее высокий уровень осмысленности жизни и временной перспективы; продуктивную самореализацию и самодетерминацию. Таким образом, развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения позитивного отношения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно-определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить социальное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Профессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационной образовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня развития способности к личностному и профессиональному росту. Возможность непрерывного профессионально-личностного роста подразумевает развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, способности делать самостоятельный выбор в ситуациях неопределенности и нести ответственность за результаты активности. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития. Необходимо учитывать тот факт, что во многом ответственность связана с выраженностью личностного смысла и удовлетворенностью педагога своей деятельностью [3]. Подводя итоги, выделим основные направления профессионально-личностного саморазвития педагога, способствующие его профессиональному росту. Изучение профессиональной литературы. Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в сфере образования, например, в методике преподавания. Чтение специальной литературы в других областях позволяет извлекать информацию, так необходимую для пополнения знаний в сфере смежных наук. Помимо получения новых знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Свежий взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенных задач. Зачастую в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию обучающихся. Налаживание профессионального общения. Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей страде проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя — за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты. Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, презентаций. В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие вузы имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры. Получение дополнительной квалификации в области менеджмента в образовании. Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами. Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей. Таким образом, первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, – личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт — опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Преподаватель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом [2]. Психологическое благополучие педагога, удовлетворенность своей жизнедеятельностью, восходящее личностное саморазвитие, способность к позитивному функционированию проецируются в пространство педагогического взаимодействия, создавая условия для успешного формирования у учащихся базовых личностных умений. В позитивном функционировании педагога в профессии большое значение имеет адекватная оценка своих личностных ресурсов, осознание их содержательной специфики и возможных способов расширения, а также направленности личности. В направленности личности педагога интегрируются социальные и личные ценности, задавая определенный вектор и стратегию профессионально-личностного саморазвития, использования собственных ресурсов и построения профессионального поведения. По существу, направленность является мощной движущей силой профессионально-личностного развития субъекта. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии профессионально-личностное саморазвитие – непременное условие достижения профессионализма. Рецензенты: Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ВГАФК, г. Волгоград; Коломок О.И., д.п.н., профессор, директор Волгоградского филиала АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», г. Волгоград. Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования преподавателя Понятие личностного роста преподавателя Понятие «личностный рост преподавателя» связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, саморазвитие, самоактуализация, самосовершенствование, саморегуляция, самоосмысление, самоопределение. С точки зрения психологии личность может быть представлена как феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. В качестве сформированности личности выделяют такие критерии, как: наличие социально значимых мотивов и по происхождению, и по смыслу; способность личности к сознательному руководству собственным поведением. В целом личность характеризуют активность, направленность, наличие глубинных смысловых структур. Педагог представляет собой развивающуюся личность, проходящую все фазы личностного развития — от адаптации к индивидуализации, а затем к интеграции. В связи с этим можно сказать, что педагог как личность постоянно стремится к самоактуализации и самосовершенствованию. Это определяется спецификой самой педагогической деятельности, предполагающей инициативность, самостоятельность мышления, изобретательность, способность к импровизации. Самоактуализация — это способность человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самосовершенствование — осознание личного идеала, сопоставление с коим вызывает недовольство собой и стремление изменить себя. Самоактуализация и самосовершенствование личности происходят в процессе поиска смысла жизни и ответов на вопросы: живет ли человек в соответствии с присущими ему ценностями и потребностями? Каким образом он соединяет в своей жизни то, что хочет, может, должен, имеет? Есть ли у него жизненные перспективы? В зависимости от того, какими ценностными отношениями руководствуется человек, происходит формирование смысла жизни на основе самоосмысления как активности особого рода, направленной на осознание ведущих мотивов и поиск ответов на вопросы: «Как я хочу жить? Для чего я живу?», — которые, в свою очередь, позволяют определить стратегию жизненного пути. Жизненный путь можно рассматривать через совокупность занятий, явлений, таких, как выбор профессии, карьера, жизненные кризисы, структуры общения в различных видах деятельности. Он реализуется личностью на основе осознания собственных выборов и предпочтений; профессиональной ориентации как профессиональной судьбы на жизненном пути; оптимистического или пессимистического восприятия будущего в зависимости от социальных перспектив, таких, как преодоление кризисов, разрешение жизненных противоречий. Поэтому жизненный путь представляет собой движение человека вперед и вверх, к более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности и достижение личностного и профессионального совершенства. Читать статью Как создать сайта на WordPress за 10 минут в 2022 | C нуля начинающим Процесс самоактуализации неразрывно связан со способностью личности к самоопределению путем сознательного утверждения собственной позиции. Именно она заставляет человека проявлять активность, рефлексировать, соотносить себя с другими людьми и тем самым находить свое место в социуме. Это происходит на уровне удовлетворения неудовлетворения собой и как следствие ведет к поиску новых путей и возможностей для личностного роста. Следует отметить, что личностный рост как процесс приобретения невозможен без саморегуляции, которая помогает личности понять и принять цель своей активности, смоделировать значимые условия деятельности и на этой основе наметить программу собственных исполнительских действий, выработать и выбрать критерии ее успешности, получить информацию о полученных результатах, оценить их и на этой основе принять решение о необходимости коррекции деятельности или приобретения нового навыка. Основа личностного роста — «Я-концепция». Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многозначно. В философском плане «Я» рассматривается как духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Психологи соотносят его, с одной стороны, с понятием «личность», с другой — с понятием «самосознание», но оно не исчерпывается ни тем ни другим, поскольку «Я» не просто личность, а личность, рассматриваемая изнутри. Наше «Я» — это сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самого себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Несомненно, «Я» — это продукт самосознания, но человек воспринимает и осознает себя целостно, потому что есть физическое «Я», т. е. тело, внешность, физическое состояние конкретного человека. Существуют эмоциональное «Я» в виде чувств, переживаний, настроения и интеллектуальное «Я» — мир мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность и имеющее определенные ценности, интересы, установки. «Я-концепция» — достаточно сложное и многоуровневое образование, которое может быть представлено как совокупность установок «на себя»: «Я» реальное, идеальное, зеркальное, выраженное в представлении о том, каков человек на самом деле, каким он хотел бы быть, как его воспринимают другие в физическом, социальном, умственном, эмоциональном плане. Основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста является «Я-идеальное». Следует отметить, что поведение личности в направлении формирования «Я-концепции» зависит от ракурса индивидуального восприятия: во-первых, человек по своей природе субъективен; во-вторых, всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания; в-третьих, желание человека осуществить свое стремление стать тем, кем он может быть, реализуется через процесс саморазвития посредством самовыражения. Самовыражение человека является объективно необходимым условием его жизни как в физическом, так и в духовном плане. Самовыражение — это сущностная потребность человека; процесс и результат его самоопределения, самоутверждения; творческий процесс, который направлен на обеспечение саморазвития как развертывания сущности «Я» (А. С. Косогорова). Саморазвитие — это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и внутренний мир с целью его преобразования. Выделяют отличительные черты развитой личности: удовлетворение своих нужд без ущерба для других людей; достижение значительного успеха в деятельности, так как это служит объектом самовыражения; демонстрация энергии и жизнестойкости в своей повседневной жизни; открытость профессиональным переменам и новому жизненному опыту. Можно проследить динамику развития, складывания «Я-концепции» человека по формуле «осознание — знание — сознание». В процессе развития и социализации личности происходит постепенное выделение себя из окружающей действительности: трехлетний ребенок своей категоричностью «я сам» как бы заявляет о себе. В процессе роста, приобретения опыта и суммы знаний формируется сознание, выраженное в осуществленной позиции, ценностных факторах и отношении личности к окружающему миру, другим людям. Человек живет, взаимодействуя с ними, поэтому ему совсем не безразлична их оценка. Эта оценка эмоционально окрашена, кроме того, она помогает личности лучше узнать себя, взвесить свои возможности, и хотя любая оценка — элемент субъективизма, но именно она является основным инструментом формирования образа «Я». Таким образом, можно сказать, что «Я-концепция» — это соединение трех составляющих: осознания себя как ценности; осознания себя как целостности; осознания себя как уникальной творческой личности. Сформированная «Я-концепция» позволяет человеку отстаивать приоритеты в выборе действий и поступков, самоопределении, формировании себя, а также сосредоточивает его внимание на постижении и развитии своих внутренних сил, эмоций, отношений, убеждений, ценностей, помогает найти ответы на вопросы: «Кто я? Что я собой представляю? Какой я?» Личностный и профессиональный рост невозможен без сформированного самосознания и профессионального самосознания. Самосознание рассматривается как осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности, ее нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения; как полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе. Профессиональное самосознание рассматривается как комплекс представлений человека о себе как о профессионале, целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. В связи с этим профессиональное самосознание включает в себя следующие компоненты: осознание человеком норм и правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с абстрактным или конкретным коллегой; самооценивание человеком своих отдельных сторон, понимание себя, своего профессионального поведения, самоотношение, оценивание себя. Можно представить самосознание профессионала и так: — сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание степени своего соответствия профессиональным эталонам, своего места в структуре профессиональных ролей, в иерархии общественных положений и свое мнение о них; знание о степени притязаний человека в профессиональной группе; знание своих сильных и слабых сторон, путей совершенствования, своего индивидуального почерка в работе. Профессиональное самосознание педагога может быть представлено как: актуальное «Я», т. е. каким себя видит педагог; ретроспективное «Я», т. е. каким себя видит и оценивает педагог по отношению к начальным этапам своей работы; идеальное «Я», т. е. каким бы он хотел себя видеть; рефлексивное «Я», т. е. как, с точки зрения педагога, его оценивают руководители, коллеги, студенты и их родители. Строение профессионального самосознания педагога структурируется по тем же основаниям, что и самосознание личности. В нем скрещиваются три подструктуры: когнитивная, аффективная, поведенческая. Содержательные характеристики каждой подструктуры: «Я-понимание», «Я-отношение», «Я-поведение» — включают в себя и специфические характеристики, обусловливающие саморазвитие и самоактуализацию педагога в профессиональной деятельности (Л. М. Митина). Когнитивная подструктура содержит три компонента: педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность педагога. Личностный компонент обеспечивает потребности личности в самоактуализации, в раскрытии своих творческих возможностей. В аффективной подструктуре «Я-отношение» выделяют два уровня: глобальное и интегральное самоотношение, выраженное в виде самоуважения, самоинтереса, ожидаемого отношения других, за/против собственного «Я». Поведенческая подструктура проявляется в удовлетворенности педагогом своей профессиональной деятельностью, что, в свою очередь, выражается в соотношении между мотивационно-ценностной сферой личности преподавателя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов. Сформированное профессиональное самосознание влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса и выражается в убежденности преподавателей в своей социальной значимости, в использовании конструктивных методов и форм преодоления затруднений, творческой активности, в повышении фрустрационной толерантности, в стимулировании самостоятельности, инициативы обучаемых с ориентиром на их способности, что в самом общем плане позволяет говорить о наличии профессиональной «Я-концепции». Таким образом, в педагогическом профессиональном самосознании реализуется практическая, жизненная функция самосознания не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную «Я-концепцию». Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности, личностного и профессионального роста. В заключение следует отметить, что личностный рост — многогранное и многоаспектное понятие. Поэтому наиболее приемлемым будет рассматривать понятие «личностный рост» как явление саморазвития, как непрерывность процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее красе. Читать статью Как составить интересный план по саморазвитию для воспитателя Профессиональное самосовершенствование педагога Бабаева, М. Э. Профессиональное самосовершенствование педагога / М. Э. Бабаева, Л. В. Краснюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66707/ (дата обращения: 02.11.2022). ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА Бабаева Милвара Эраксовна, студент; Краснюк Людмила Владимировна, доктор экономических наук, профессор Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической профессии и составляющие профессионализма педагога. Результаты: в рамках данного исследования была выявлена высокая значимость саморазвития в профессии для современного педагога и востребованность в современном обществе педагогов, которые постоянно повышают свою квалификацию, изучают и применяют на практике новые методы обучения и воспитания детей. Так же, была установлена тесная взаимосвязь профессионализма с саморазвитием, постоянное самосовершенствование выступает обязательным условием профессионализма. Не смотря на множество факторов, влияющих на профессионализм педагога (личное отношение к профессии, опыт и многие другие), решающим признаком профессионализма, мною было выделена. способность педагога к творческому подходу в решении педагогических проблем. Ключевые слова:саморазвитие, профессионализм, личностное развитие, педагог, учитель, саморазвитие. Основоположник научной педагогики в России, Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что до тех пор, пока учиться. Многие ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многогранность феномена саморазвития и самообразования. Но необходимо выделить факт, что саморазвития в профессии напрямую связана с личностью педагога и необходимости постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию [3, с. 188]. Профессионально-личностное развитие педагога выступает главная цель педагогического образования. С одной стороны, педагог выступает как личность, а с другой стороны-педагог выступает носителем информации в практической его деятельности. Это говорит о том, что, для того чтобы развить и нравственные ценностные качества в ребенке, необходимо эти же качества развития и в самом педагоге. Но развитие личности педагога напрямую зависит от его способности к саморазвитию, а значит, и в успешном профессиональном становлении. Это говорит о тесной взаимосвязи профессионализма и саморазвития в профессии. В педагогической литературе выделяют 4 стадии профессионального роста педагога: Профессиональное самоопределение, в процессе которого происходит поиск и нахождение личностного смысла в осваимовой трудовой деятельности. Профессиональная самореализация представляет самой собой реализацию существующего потенциала и имеющихся в способности в профессиональной деятельности. Профессиональное самосовершенствование, представляет собой совокупность психологических и личностных изменений, происходящих в педагоги в процессе овладения длительного выполнения деятельности, обеспечивающая качественно новый, высокий уровень решения профессиональных задач. Саморазвитие, представляет собой и сознательный процесс личностного и профессионального самосовершенствование в профессии. Идеальный выбор профессии для человека должен включать в себя два фактора, быть источником дохода, и быть средством личностной самореализации. Саморазвитие в профессии педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формирование себя как личности. Однако, в современном мире непрофессионализмом напрямую зависит ли размер дохода, а это требует развитие определенных качеств и навыков. Профессиональное саморазвитие учителя предполагает использование специально разработанных методик, использование которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. В число стандартных методов входят: Курсы переподготовки; Курсы повышения квалификации; Предметные комиссии и методологические ассоциации; Школы передового опыта; Семинары для молодых учителей; Творческие сообщества; Педагогические чтения и многое другое. Для того, чтобы стать настоящим профессионалом в своей области, одних только семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математика, естественные науки, русский язык или любой предмет), невозможно повысить эффективность своей работы без систематических самостоятельных занятий. Важность саморазвития человека определяется его регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе учета его субъективных отношений с разными сторонами окружающей действительности. В его сферу также входит отношение к себе как к субъекту общественных отношений и как к личности в целом. Степень зрелости выражается в способности принимать собственные решения и сознательно принимать решения в трудных ситуациях. Известно, что человек, который самостоятельно выбирает профессию, на основе сложившейся системы отношений и ценностей, исходя из социальных требований, быстро и легко адаптируется к условиям труда, испытывает удовлетворение своей работой. В связи с этим проблема профессионального саморазвития личности является одной из наиболее актуальных проблем педагогики. Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а это означает, что его собственная личность является мощным «рабочим инструментом», и чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост выступает основным условием достижения профессионализма. Профессионализм — степень, в которой индивид осваивает профессиональные навыки, а профессионал — индивид, основным занятием которого является его профессия; специалист в своей области с соответствующей подготовкой и квалификацией. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько неописуемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием реальности в целом и сложных жизненных ситуаций. Таким образом, саморазвитие является результатом профессионального творчества, а не просто увеличения знаний, навыков. Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые методы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие учителя является движущей силой на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку. Как отмечает Надежда Ростиславовна Битянова (автор трудов о личностном росте и саморазвитии), настоящий глубокий и широкий профессионализм (а это тот фактор, который демонстрирует мастерство многих выдающихся людей) не может вырасти из исследований человека только одним видом деятельности, которому он посвятил себя, особенно если этот вид деятельности сложен по своей природе [4, с. 32]. Высокий профессионализм невозможен без развития особых способностей человека, которые как по своему содержанию, так и по форме будут тесно связаны с требованиями конкретной деятельности, а без знаний и навыков, соответствующих этим требованиям невозможно и их развитие. Развитие также обязательно является необходимым условием для достижения такого профессионализма, так как человек обладает общими способностями и превращением общечеловеческих ценностей в свои ценности, что означает нравственное воспитание его личности. В дополнение к этому, другие условия играют важную роль в приобретении профессионализма: Личное отношение к профессии; Понимание их личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности; Личный жизненный опыт в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития); Особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста); Проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности; Методические указания и нормы профессионального мышления (возникают у человека в результате рефлексивного развития профессиональной деятельности). Решающим признаком профессионализма учителя является его готовность творчески решать педагогические проблемы. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Творчество не характерно для всех педагогов — это отличительное качество личности. Багаева И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / И. Д. Багаева — Усть-Каменогорск, 2011. — 338 с. Квашко, Л. П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность? / Л. П. Квашко. — М.: Владивосток: Дальневосточный университет, 2016. — 260 c. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 509 c. Трунцева, Т. Н. Аттестация педагогов. Проектирование программы саморазвития. 1–11 классы / Т. Н. Трунцева. — М.: ВАКО, 2016. — 160 c. Основные термины(генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессия, саморазвитие, личное отношение, личностный рост, педагогическая профессия, профессиональное саморазвитие учителя, современный мир, современный педагог, тесная взаимосвязь профессионализма. In this article: В тренде Семья и дети ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» Авто Lada Niva Travel получила заводской салон из кожи Интересное и познавательное Правила этикета, которые должен соблюдать ребёнок Красота и здоровье Вторые роды через два года после первых: последствия для матери и ребенка Сад и огород Абрикос Ульянихинский – ароматная сладость вашего сада Интересное и познавательное Правила чистки эмалированной посуды Семья и дети Как купать новорожденного ребенка первый раз дома – когда и при какой температуре Сад и огород Почему появляются черные точки на листьях яблони Сад и огород Как правильно размножить крыжовник черенками Красота и здоровье Вяльбе посоветовала Исинбаевой «закрыть рот и жить в своей Испании»