Саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна
Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования»
Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих. — презентация
Презентация на тему: » Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих.» — Транскрипт:
Саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Парникова А. И. Саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 184–188. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56280.htm.
Аннотация. На основе синергетического подхода автор описывает экспериментальную работу во внеурочной деятельности, направленную на саморазвитие учащихся. Предложенные интерактивные педагогические средства формируют саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности. Разработаны план организации внеурочной деятельности и классные мероприятия для учеников 5-6 классов по системе заданий А.Г. Асмолова.
В соответствии с новыми ФГОСами наблюдается тенденция роста внимания к развитию воспитания.
Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе — Национальной доктрине образования в Российской Федерации –были определены цели воспитания и обучения как единого процесса, Социальный заказ государства направлен на воспитание человека современного, образованного, нравственного готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности, компетентного и умеющего применять в жизни полученные в образовательном учреждении компетентности.
Современные планы воспитательной работы по компонентам ФГОС должны быть построены на синергетических принципах, т.к. одна из главных задач синергетики — познание общих принципов саморазвития в системах самой разной природы: физической, биологической, социальной и т.д.
Исходя из этого задача, стоящая перед школой — создание воспитательной системы, которая способствовала бы развитию индивидуальности каждого ребенка, формированию УУД по направлениям ФГОС
Теоретическая значимость состоит в разработке концептуальных основ, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, идея «школы-семьи». Научным основанием программы стали идеи и педагогические системы Дергунова В.А. и Асмолова А.Г.
Одним из способов саморазвития личности является синергетический подход. С синергетической точки зрения процедура обучения и воспитания состоит в создании условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество совместно с учителем.
Как утверждают ученые: обучать синергетике, синергетическому видению мира и обучать синергетически — значит воспитывать талантливых людей.
Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и другими людьми.
Кроме этого, если мы хотим получить результат в соответствии с ориентирами на образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи образования, говоря языком синергетики, мы должны спроектировать ту область притяжения, которую называют «аттрактором». Для этого необходимо выделить координаты той области «будущего», которые мы попытались разработать через привычные нам критерии, отражающие структурные и содержательные компоненты данных проектов. Синергетический подход воздействует на внутренний мир ученика.
Таким образом, возникла необходимость поиска новых подходов в обучении, новых форм воспитания познавательных интересов, поддержки высокого уровня учебной мотивации обучающихся. И поэтому саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности будет эффективным, если использовать интерактивные средства, потому что они являются наиболее оптимальными.
Интерактивное обучение — это средство организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности школьников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таким, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Воспитательный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов — это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное, единение участников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенные интерактивные педагогические средства формируют саморазвитие учащихся во внеурочной деятельности. Нами разработаны классные мероприятия для учеников 5-6 классов по системе заданий А.Г. Асмолова, которые позволяют достичь организацию внеурочной деятельности учащихся.
Достоверность результатов исследования подтверждается таблицой «Организации внеурочной деятельности учащихся 5 кл.», диагностиками универсальных учебных действий в виде диаграмм.
Организация внеурочной деятельности учащихся 5 кл . 2014-2015 уч . г .
Направления ФГОС
УУД
Спортивно — оздоровительное
Духовно — нравственное
Общекультурное
Социальное
Интеллектуально — познавательное
Диагностика
Внеклассное мероприятие. Выезд за город Упражнение «Хвалить или ругать?»(активная форма)
Кл.час по теме «Поведение в школе и на уроке».
Упражнение (тренинг) «Я не такой, как все, и все мы разные»
Экскурсия в музеи города Якутск.
Задание «Общее мнение» (слушать и слышать собеседника)
Кл.час «Якутск — 383 «
Игровое задание «Чемодан»
Составление информационных листов о музеях города Якутск.
Задание «Компьютерная презентация»
Проведение мониторинга участия в спортивных состязаниях и приобщение к различным видам спорта.
Задание «Кто прав?»
Подготовка к школьным соревнованиям и смотру песни и строя
Задание «Общее планирование дня». «Планируем свой день»
Рейд-проверка бережного отношения к учебникам.
Задание «Критерии оценки
Экскурсия в музеи города Якутск.
Задание «Оцениваем свою работу» (оценка письменнойработы)
Распределение должностных обязанностей учащихся класса.
Задание «Планирование учебной работы»
Кл.час по итогам полугодий
Задание «Учебные цели»
Создание классного уголка
Задание «Рефлексия своей способности к самоуправлению»
Кл.час «Спорт — жизнь»
Игровое задание «Как нужно себя вести на уроках физической культуры»
Читать статью Как изменить жизнь за 4 недели: автор, основная мысль книги
Кл.час «Я часть коллектива»
Игровое задание «Моя Вселенная»
Кл.час «Школьная форма и внешний вид учащегося»
Задание «Кодекс моральных норм»
Кл.час «День народного единства»
Задание «Социальная реклама»
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
Проведение сочинения-рассуждения, в котором отражается духовно-нравственные качества личности
Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»
Досуг с целью привлечения к ЗОЖ (прогулка-беседа на свежем воздухе, ( пл.Победы, Марата)
Задание «Составление слов из элементов по правилу (режим дня учащегося 5 кл.)
Экскурсия в музеи города Якутск.
Задание «Эмпирическое исследование» (умение работать в группах 5 кл.)
Кл.час — диспут «День Земли»
Задание «Работа с метафорами» (работать в группах)
Внеклассное мероприятие, посвященное «Дню Защитников Отечества» и «Международный день 8 марта»
Задание «Любимые передачи»
Интеллектуальная игра «В гостях у сказки»1. Задание «Отсутствующая буква»
2. Задание «Сказочные герои»
Защита творческих проектов по теме «Музеи города Якутск» Задание «Составление плана и защиты исследовательских, творческих проектов»
Диагностика коммуникативного УУД Задание « Кто прав ?»
Диагностика познавательного УУД Задание « Составление плана и защиты исследовательских , творческих проектов
Диагностика личностного УУД Проведение сочинения — рассуждения , в котором отражается духовно — нравственные качества личности
Вывод: В новых ФГОС подчеркивается необходимость формирования нового отношения к учащимся, использования в школе современных средств обучения. В работе предложено наше видение на организацию внеурочной деятельности учащихся, направленную на саморазвитие учащихся. Участвуя в различных классных мероприятиях, учащиеся смогут не только применить актуальные предметные знания на практике, но и, самое главное, приобрести жизненно важные навыки и качества для жизни. Предложенная работа отвечает современным стандартам и направлены на саморазвитие учащихся, формирования у них целостного видения мира, воспитание самостоятельности и ответственности за свою жизнь, жизнь своего народа и своей страны. Разработанные мероприятия основаны на субъект — субъектных отношениях участников образовательного процесса. Это способствует не только стимулированию творческого потенциала, но и саморазвитию учащихся. Предложенная таблица поможет классному руководителю найти и подобрать для свих учеников понравившиеся формы работы, дополнить их в соответствии с индивидуальными возможностями школьников.
1. Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя
2. Битянова М.Р., канд.психол.наук, «Ценностный аспект современного образования».
3. Вишневская С.Ю., Либерман А.А., Патракеев В.А., Репина О.К. «Создание развивающего пространства для подростков (методическое пособие) // Библиотека журнала «Директор школы». 2006, № 1 с.58.
4. Ноговицына Я.И. Реализация требований ФГОС в системе воспитательной работы в школе: процессуальный аспект/ — Якутск, 2013.
5. Степанова Т.И. Опережающее обучение и пути его реализации в школе/- Якутск, 2012 .
6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Основного Общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г.№ 1897
Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки »
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна
В статье представлен теоретический анализ сущности профессионального саморазвития личности в процессе реализации системно-деятельностного подхода к модернизации образования.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лупанова Наталья Александровна
Взаимосвязь готовности личности к компетентному самоопределению и процесса информатизации ее деятельности
Влияние социальной компетентности педагога на формирование готовности учащихся и студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности
Текст научной работы на тему «Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ -ОСНОВА КОНСТРУКТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ сущности профессионального саморазвития личности в процессе реализации системно-деятельностного подхода к модернизации образования.
Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, компетентность, системно-деятельностный подход.
Реализация процесса модернизации отечественной системы образования актуализирует решение проблемы выявления структуры и содержания деятельности педагога современной школы, функционирование которой взаимосвязано с динамичными процессами информатизации, интеграции и повышения значимости социализации в становлении образа мышления и действия человека.
Одним из важнейших критериев успешности профессионально-педагогической деятельности является готовность педагога к компетентному профессиональному самоопределению.
В современном психолого-педагогическом знании выделяются три основных компонента, содержание которых раскрывает структуру и сущность компетентного профессионального саморазвития личности в современных процессах ее информационно насыщенной социализации.
В совокупность данных компонентов необходимо включаются:
— готовность личности к компетентному профессиональному самоопределению;
— наличие пространства для профессионального и личностного саморазвития;
— ситуация компетентного саморазвития в процессе определения основных стратегий профессиональной деятельности педагога.
Рассмотрим основные характеристики каждого компонента с точки зрения их положительного влияния на исследуемый процесс.
Выделение названных компонентов является фактором, свидетельствующим, с точки зрения Б. Г. Ананьева [1], Л. И. Божович [2, 3], Е. А. Климова [4], А. В. Петровского [5], С. Л. Рубинштейна [6], В. В. Чебышевой [7] и др., о возможности выявления готовности социума к созданию условий для инновационного прочтения структуры и содержания процесса социально-профессионального сопровождения личности в ходе ее самоопределения в той или иной сфере деятельности.
Причем речь идет об андрагогической позиции в профессиональной педагогике, позволяющей различать не только индивидуально-личностные, но и возрастные и гендерные характеристики готовности личности к компетентному профессиональному саморазвитию.
Складываются объективные предпосылки для концептуального осмысления и моделирования процесса личностно ориентированного взаимодействия социальной среды, процессов информатизации и мотивации человека к поиску самодостаточного профессио-
нального действия, позволяющего удовлетворить личностные потребности и продуктивно отвечать на социально-экономические и субъективные риски и вызовы, с которыми личность сталкивается в процессе двухуровневого перехода общества к информационно насыщенному интегрированному основанию побуждения человека к саморазвитию.
В триаде выделенных компонентов основная роль принадлежит готовности личности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать совокупность задач социально значимого и профессионально необходимого саморазвития. Причем готовность к самостоятельной и осознанной самореализации в информационно насыщенном профессиональном поле основывается на опыте самоопределения, который складывается у человека в результате готовности к жизненному и личностному саморазвитию. Н. С. Пряжников особую роль в этом процессе отводит внутренней готовности личности, которая раскрывает смысловые характеристики совокупности действий человека, направленных на достижение результата в процессе самоопределения. В этом случае личность является не только источником, но и координатором и регулятором совершаемых действий, что значительно приближает ее к реализации намеченных профессиональных перспектив. Таким образом, находит подтверждение мысль В. Франкла о са-мотрансляции, что подтверждает мнение отечественных психологов и философов о возможности самоидентификации личности в процессе профессиональной деятельности.
Читать статью Общество как динамическая саморазвивающаяся система
Иными словами, внутреннюю готовность личности к компетентному профессиональному саморазвитию можно рассматривать как способность человека к обеспечению эффективной реализации процесса профессионального самоопределения, состоящего из трех основных действий. Восприятие достигнутого человечеством опыта самоопределения в конкретной сфере деятельности и виде труда основывается на готовности человека рассматривать себя в виде развивающегося носителя определенной совокупности требований, которые предъявляются к профессиональной деятельности в определенном времени и пространстве. Наконец, эффективность рассматриваемого процесса возможна в смысловой готовности человека к осознанию значимости и воспроизведению в своем опыте технологий информационно насыщенного и компетентного профессионального самоопределения.
Анализ содержания профессионального саморазвития личности как механизма «конструктивно-деятельностной основы образования» [8, с. 43] и осознанного построения личностью информационно насыщенных социальных отношений показывает, что процесс саморазвития личности раскрывает смысл и содержание социальных отношений, возникающих в процессе информатизации между потребителями информации в различных видах деятельности; является компонентом самоопределения личности, не только позволяет охарактеризовать систему информационно насыщенных социальных отношений личности с другими потребителями информации, но и раскрывает мотивацию и направленность ее рефлексии.
Взаимосвязь профессионального саморазвития личности и системы информационно насыщенных социальных отношений раскрывает динамику дифференциации понятий «труд» и «профессиональная деятельность» в культурно-историческом и социальнобытовом смысле. Основой механизма взаимосвязи информационно насыщенных социальных отношений и процесса профессионального саморазвития личности является качественное проявление достигнутого человеком уровня культуры на соответствующем возрастном этапе развития.
Эффективность взаимосвязи профессионального саморазвития с готовностью личности к информационно насыщенным социальным отношениям определяется содержанием нормативных основ и моральными устоями государственно-общественных тенденций информационного насыщения ее жизнедеятельности и является существенной характеристикой ценностно-смыслового отношения человека к использованию информа-
ционно насыщенных социальных отношений в процессе профессионального самоопределения.
Информационно насыщенные социальные отношения позволяют личности сформировать готовность к самодостаточному профессиональному саморазвитию и эффективно разрешить противоречия между социальными и профессиональными основами самоактуализации, в частности готовность человека к когнитивно-волевой самокоррек-ции эмоциональных отношений в динамично информационно насыщаемых видах труда.
Структурная основа рассматриваемой взаимосвязи представляет собой совокупность компонентов, имеющих следующую видовую характеристику: целевой, структурный, содержательный, регулятивный и прогностический компоненты.
Взаимосвязь профессионального саморазвития личности с ее информационно насыщенными социальными отношениями реализуется на различных уровнях в любом виде деятельности: межличностных, предметно-деятельностных отношениях и отношениях ответственной зависимости. В этом случае компетентность является интегрированной характеристикой качества рассматриваемой взаимосвязи.
Концептуальный анализ рассматриваемой взаимосвязи позволяет выделить следующие аспекты ее влияния на реализацию ФГОС 3-го поколения в конкретных условиях профессионального самоопределения педагога и студентов:
— социально-педагогический: заключается в выявлении сущности трансформации классических концепций и моделей саморазвития личности в социальном и профессиональном аспектах и их экстраполяции на взаимодействие личности с социумом и избранным видом труда в условиях информатизации, становления рыночных отношений, побуждающих человека к поиску и реализации инновационной концепции и модели компетентностного социально-профессионального самовыражения в информационном поле деятельности;
— научно-теоретический обусловлен необходимостью осмысления профессионального саморазвития личности в рамках динамичной и инновационной трансформации профессионального образования в аспекте концептуального моделирования структуры, содержания и результата в интенсивном переходе от знаниево-алгоритмированной системы самоопределения личности в каком-либо виде труда к компетентностно-деятельност-ному профессиональному самоопределению в информационно насыщенном профессиональном поле деятельности;
— научно-методический уровень предполагает достижение сопряженности социальной компетентности, качества профессионального образования и совокупности ква-лиметрических основ готовности работников к творческому уровню профессиональной деятельности, представляющих собой совокупность ожиданий общества и работодателей;
— субъектный уровень определяется поиском личностью модели саморазвития в социальном и профессиональном аспектах в связи с транформацией имеющихся в опыте предыдущих поколений моделей профессионального самопознания, самоактуализации и самореализации на основе информатизации, интеграции и востребованности готовности к компетентностной самореализации в совокупности видов труда, представляющих профессиональное поле деятельности, сензитивное мотивам, направленности и когнитивноценностному осмыслению человеком возможности реализации имеющегося социального опыта.
Результативность рассматриваемого процесса может оцениваться следующими критериями:
— практические: а) знания, умения и навыки; б) компетенции; в) социальные и профессиональные нормы квалиметрии качества самоопределения; г) рефлексивные способности;
— субъективно-личностные: а) мотивация; б) направленность; в) идентичность;
г) ценности; д) когнитивность; е) тревожность; ж) самоконтроль; з) активность; и) самостоятельность; к) ответственность.
1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б. Г. Ананьев. — М., 1973. — 367 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 1968. -464 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — С. 7-44.
4. Климов, Е. А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта / Е. А. Климов // Научные труды ВНИИ профтехобразования. — Л., 1976. — Вып. 32. — С. 5-25.
5. Петровский, А. В. К проблеме самоопределения личности в группе / А. В. Петровский // Тезисы к XX Международному психологическому конгрессу. — М., 1972. — С. 149-154.
6. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. — М., 1973.— 424 с.
7. Чебышева, В. В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. — 1971. — № 1. — С. 14-19.
8. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. — М., 2003. — 84 с.
Лупанова Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: pippo@pnzgu.ru
Lupanova Natal’ya Aleksandrovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University
УДК 378.14 Лупанова, Н. А.
Профессиональное саморазвитие личности в условиях реализации ФГОС третьего поколения — основа конструктивно-деятельностной технологии развития образования / Н. А. Лупанова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2013. — № 4. — С. 18-21.
Читать статью 28 самых лучших онлайн-курсов по саморазвитию
Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих. — презентация
Презентация на тему: » Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих.» — Транскрипт:
1 Технология саморазвития личности (ТСРЛ) А.А. Ухтомского- Г.К. Селевко в призме ФГОС второго поколения Соловьева О.Ю., к.п.н., зав. лабораторией развивающих технологий ГОУ ЯО ИРО
2 Лекция 1 Тема: Теоретические особенности формирования универсальных учебных действий (УУД) 1.Методология универсальных учебных действий (УУД). 2.Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД) и способы их формирования. 3.Основные виды универсальных учебных действий.
3 Ключевые цели общего образования: — формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; — сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; — обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; — достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; — формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
4 Приоритетное направление ФГОС Реализация развивающего потенциала образования, где актуальной и новой задачей становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундаментального ядра
5 Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса.
6 Универсальные учебные действия — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта(в широком смысле); — совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (в узком смысле).
7 Теоретическая и методологическая основа ФГОС системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, ( ведущие положения научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.) Базовым положением служит тезис «…развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса». опыт реализации компетентностного подхода Акцент на достижение учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.
8 Вывод 1 формирование универсальных учебных действий основывается на положениях технологического подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе разных парадигм образования
9 Вывод 2 Процесс формирования универсальных учебных действий создает возможность реализации новой парадигмы образования — парадигмы САМОразвития личности
10 Новая цель образования, отвечающая парадигме само- формирование личности с доминантной установкой на самоопределение для своего саморазвития и самосовершенствования
11 Саморазвитие — это то, что человек сознательно делает для создания своей индивидуальности, целостной личности, своего «Я» для полной самореализации.
12 Саморазвитие личности – это процесс осознаваемого и неосознаваемого развития, управляемого самой личностью, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности (Г.К. Селевко).
13 Задача педагога пробудить в школьнике желание развивать себя, самосовершенствоваться, т.е. вооружить его умениями используя теорию и практику технологии саморазвития личности в соответствии с ее основными и специальными целями, подбирая соответствующие методы и средства
14 Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
15 1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
16 2.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; — коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. — волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
17 3.Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
18 4.Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
19 5.Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.